Проведение мониторинга, направленное на выявление лиц, склонных к насилию, а также состоящих в Интернет-сообществах, пропагандирующих насилие и жестокость , недопущение совершения ими преступлений и правонарушений
Выявление причин агрессивного поведения и, как следствие, совершения учащимися преступлений и правонарушений является важным элементом системы профилактики в образовательном учреждении.
Мониторинг - это диагностика, оценка и прогнозирование социальной защиты учащихся в тех или иных условиях, выявления среди них склонных к насилию.
Важным элементом является выявление причинно-следственных связей между личностными особенностями ребенка, склонного к насилию, его социальным статусом, особенностями ближайшего окружения и общения. Это во многом позволяет предотвратить возможное совершение им преступления.
Проведением мониторинга занимаются:
директор образовательного учреждения;
заместитель директора по воспитательной работе;
социальный педагог;
классный преподаватель;
иные компетентные лица.
Изучаются:
информация об отклоняющемся поведении и правонарушениях учащегося, поступившая в образовательное учреждение из различных организаций (органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, педагогов, других сотрудников школы, учащихся и др.);
документы медицинских учреждений, характеристика психолога, протоколы, акты и распоряжения администрации о мерах, принимаемых к учащемуся по фактам отклоняющегося поведения и правонарушениям;
документы, в которых зафиксированы факты помощи, которая оказывалась учащемуся со стороны школы, если в этом была необходимость;
информация об учебе, взаимоотношении с учителями, сверстниками, особенностях характера учащегося, родителях, их отношении к воспитанию ребенка, материальном положении семьи;
информация принадлежности учащегося к субкультурам, вредных привычках, увлечениях и интересах, в том числе связанных с Интернет пространством.
Особое значение следует обращать на увлечение подростка идеологией терроризма и экстремизма. Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах. Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.
Использование сети Интернет обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях.
При организации работы необходимо учитывать, что наиболее подвержены их влиянию:
- выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
При выявлении лиц, склонных к насилию, необходимо организовывать с ними профилактическую работу, при этом важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле подобной активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов.
В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи.
При проведении профилактических мероприятий необходимо добиваться:
- создания условий для снижения агрессии подростка, оградить от влияния Интернет сообществ, пропагандирующих насилие и жестокость;
- создания условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
- создания условий для повышения жизненных шансов подростка;
- создания альтернативных форм реализации его потенциала.
Для осуществления этих целей необходима планомерная система деятельности в которую будут включены все участники учебно-воспитательного процесса с направленностью раннего выявления таких лиц в ученической среде.
Особая роль отводится классным руководителям и психологам. С целью выявления подростков, склонных к насилию можно проводить различные опросы. Например, с учащимися 8-11-х классов можно провести опрос, направленный на выявление лиц, состоящих в неформальных группировках.
Часть подростков и молодежи, участвующих в неформальных молодежных объединениях, прежде всего радикальной направленности, тщательно скрывает свою принадлежность, действуя тайно. В этом случае, выявление принадлежности подростка к определенному неформальному молодежному объединению в условиях образовательного учреждения требует организованного и регулярного наблюдения за действиями подростка. Проведение регулярных бесед с учащимися (как групповых, так и индивидуальных), в ходе которых обсуждаются способы организации досуга, жизненные проблемы ребенка, его желания и стремления, позволяет увидеть сферу жизненных интересов подростка и сделать выводы об участии его в неформальном молодежном объединении.
В школе большое внимание необходимо уделять просветительской работе по профилактике террористической и экстремистской деятельности:
- классные часы;
- тренинги с учащимися;
- Дни Правовых знаний;
- патриотические общешкольные мероприятия (День Победы и др.);
- библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные,
но мы вместе» и др.);
- беседы («Преступление против личности, общества и государства» и др.);
- круглые столы;
- организация спортивных праздников.
Также особое внимание необходимо уделять организации досуга детей из неблагополучных семей, находящихся в «группе риска».
Требуется информационно-просветительская работа с родителями:
- родительские собрания;
- тренинги;
- родительский лекторий («Неформальные объединения в молодежной среде» и т.д.).
Руководитель (директор) образовательной организации несёт персональную ответственность за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса, Если директору школы стало известно о случае физического или психологического насилия или попытке его совершения, о жестоком обращении, травле или дискриминации, не потребовавших немедленного оказания медицинской помощи, ему следует:
- пресечь насильственные действия, агрессивное поведение обидчика (обидчиков);
- обеспечить разбор случая насилия (при необходимости - с привлечением специальной комиссии, созданной из числа сотрудников образовательной организации);
- после получения полной информации о случае, рассмотрения рекомендаций комиссии и обсуждения случая с вовлеченными сторонами, заместителем, ответственным за профилактику насилия, учителями и психологами;
- принять меры в отношении работников образовательной организации, своевременно не среагировавших на тревожные сигналы (оставивших без внимания сообщения о попытках насилия, игнорировавших конфликтные ситуации) или не прекративших насильственные действия, свидетелями которых они стали или о которых знали;
- принять дисциплинарные меры в отношении работников образовательной организации, допустивших насильственные действия по отношению к учащимся или коллегам;
- принять в отношении учеников, совершивших насилие, воспитательные и дисциплинарные меры, в числе которых могут быть беседа, замечание, выговор, постановка на внутришкольный учет для дальнейшего наблюдения и оказания психологической помощи, отчисление из школы (в случае повторных и серьезных нарушений дисциплины);
- обеспечить оказание всем участникам конфликтной ситуации необходимой помощи и поддержки;
- провести совещание педагогов и сотрудников, родительское собрание, классный час для обучающихся для обсуждения произошедшего в целях предотвращения подобных случаев в будущем.
Директор незамедлительно информирует правоохранительные органы и родителей пострадавшего ученика и обидчика о тяжелом несчастном случае (в том числе связанном с физическим или психологическим насилием), случае со смертельным исходом, случае сексуального насилия, случае ношения и применения оружия, хранения и распространения наркотиков, случае угрозы физической расправы, вымогательства, кражи, ограбления.
Заместители руководителя (директора) образовательной организации несут ответственность за функции, делегируемые им директором школы (в должностной инструкции этого заместителя прописываются все соответствующие функции.):
- согласовывает образовательные программы и учебно-тематические планы учителей, знакомится со сценариями и программами внеучебных мероприятий, технологиями их проведения в целях исключения дискриминации по какому бы то ни было признаку, пропаганды насилия или агрессии;
- оказывает учителям методическую помощь в создании благоприятной психологической обстановки во время проведения занятий;
- посещает учебные занятия и внеучебные мероприятия в целях контроля за соблюдением обучающимися и педагогами дисциплины, правил и этических норм поведения, а также для понимания проблемных зон в обучении и воспитании обучающихся;
- проводит беседы с обучающимися, родителями и педагогами о соблюдении правил и норм поведения, принятых в образовательной организации; - аккумулирует информацию обо всех случаях насилия и дискриминации, вносит ее в специальный журнал (или электронную базу), где регистрируются все сообщения о насильственных действиях и предпринятые меры;
- осуществляет (организует) разбирательства по случаям насилия или попыткам его совершения, при необходимости - в составе специальной комиссии, созданной из числа педагогов и сотрудников образовательной организации по приказу руководителя; - обеспечивает принятие необходимых мер реагирования на случаи насилия в соответствии с уставом, правилами поведения, документом, излагающим политику образовательной организации в отношении насилия, и рекомендациями специалистов (комиссии), проводивших разбирательство случая насилия;
- держит на особом контроле учеников, замеченных в потреблении психоактивных веществ,ранее совершавших насильственные действия, склонных к конфликтам и агрессивному поведению;
Учитель, классный руководитель обязан:
- использовать в своей деятельности только методы гуманной педагогики, средства и формы обучения и воспитания в соответствии с возрастными, гендерными, психологическими и физическими особенностями обучающихся;
- неукоснительно соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, этические нормы при общении с обучающимися, родителями, коллегами, руководством, одинаково относиться ко всем ученикам, не допускать высказываний и других действий дискриминационного характера в связи с национальностью, религиозными взглядами, социальным статусом, экономическим и семейным положением, состоянием здоровья, особыми образовательными потребностями, особенностями развития, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью обучающихся или их родителей, других членов семьи;
- информировать обучающихся и их родителей о правилах поведения в образовательной организации, ее политике в отношении насилия, при необходимости, совместно с обучающимися, разрабатывать правила поведения в классе;
- формировать и поддерживать в классе такую среду, которая бы в полной мере учитывала потребности, интересы и права каждого обучающегося, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями, особенностями развития и поведения, и ученического коллектива в целом; поддерживает с учениками теплые и доверительные отношения;
- использовать уроки и другие формы занятий с обучающимися как средство профилактики насилия - на уроках рассматривать вопросы, связанные с уважением, гендерным равенством, принятием многообразия (другого человека, другой точки зрения, других ценностей, форм самовыражения) и неприятием насилия;
- на внеучебных занятиях и в рамках дополнительного образования формировать у обучающихся навыки межличностного общения, умения договариваться и разрешать конфликты мирным путем;
- осуществлять постоянное наблюдение за коллективом обучающихся в целях раннего выявления межличностных конфликтов, формирования группировок, изоляции и травли замкнутых, малообщительных, эмоционально нестабильных учеников, в том числе имеющих особые образовательные потребности, особенности развития и поведения, и своевременного оказания им помощи и поддержки;
- привлекает психолога и социального педагога для диагностики и улучшения социально-психологического климата в классе, разбора случаев насилия, проведения бесед с его участниками и другими обучающимися, консультирования родителей;
- не оставлять без внимания сообщения о случаях насилия, пресекает агрессивное поведение, принимать такие воспитательные и дисциплинарные меры, которые дадут долговременный эффект и не усугубят ситуацию;
- своевременно обсуждать с родителями проблемы в поведении обучающихся (проявления агрессии или застенчивости, изоляции и др.) и совместные действия по их преодолению; - в случае совершения насильственных действий обучающимся или в отношении обучающегося действует в соответствии с установленным в образовательной организации порядком.
Вспомогательный персонал (вожатая, охранники, медицинский работник, библиотекарь, работники школьной столовой, гардероба, секретари.) в целях противодействия насилию могут:
- следить за тем, чтобы в здание образовательной организации и на ее территорию не проникали посторонние, а обучающиеся не покидали его до окончания занятий;
- вести наблюдение за обучающимися в вестибюле, гардеробе, коридорах школы и сообщать классному руководителю, ответственному заместителю директора о случаях насилия, а также поведении обучающихся, позволяющем заподозрить совершение ими или в отношении их насильственных действий; - наблюдать за поведением взрослых: педагогов, сотрудников, родителей; в случае совершения ими насильственных действий немедленно сообщать об этом руководству образовательной организации