МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского района
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол №1 от 30.08.2023г
УТВЕРЖДЕНО
Директор
А.М. Саулич
Приказ №42-од от 30.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические загадки»
для обучающихся 2 класса
Составитель: Алексеева Олеся Викторовна
учитель
Нижние Серги-3, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно
познающего мир младшего школьника, обучение решению математических
задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно,
если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть
факультатив
кругозор
«математические
и
эрудицию
загадки»,
учащихся,
расширяющий
математический
способствующий
формированию
познавательных универсальных учебных действий.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических
способностей
учащихся,
алгоритмической
для
грамотности,
формирования
элементов
коммуникативных
логической
умений
и
младших
школьников с применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения.
Создание
на
занятиях
ситуаций
активного
поиска,
предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности
позволят
обучающимся
реализовать
свои
возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Общая характеристика
Предмет
«Математические
загадки»
входит
в
деятельность
по
направлению обще интеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий трудность
которых определяется не столько математическим содержанием, сколько
новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует
появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность,
формированию
умений
работать
в
условиях
поиска,
развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой
основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к
ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться,
задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Предмет учитывает возрастные особенности младших школьников и
поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся,
которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные
математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником
«центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в
ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на
стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое
общение
между
переговариваться,
детьми
(возможность
обмениваться
подходить
мыслями).
При
друг
к
организации
другу,
занятий
целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип
свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного
состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю,
продолжительность занятия 40 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Содержания данного предметного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
–развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
–формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
Личностными результатами
- изучения данного факультативного курса являются:
развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать
индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать
соответствующие
знаково-символические
средства
для
моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка указывающие
направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку).
Содержание предмета направлено на воспитание интереса к предмету,
развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать,
Умения решать учебную задачу творчески.
Содержание
может
быть
использовано
для
показа
учащимся
возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на
уроках математики.
Содержание
факультатива
отвечает
требованию
к
организации
внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от
учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий
отражает реальные познавательные интересы детей, содержит и полезную
любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать
простор воображению.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на
верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных
чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000.
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается
одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного
коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счёт» – игра-соревнование
игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший
лодочник», «Русское лото», «Математическое
домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число»,
«Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и
ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин»,
«Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки:
на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской
бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия
«Математика и конструирование»
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и
искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в
тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом
перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,
выбор верных решений.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных
способов решения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями,
задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика»
во втором классе.
Числа и операции над ними (8ч.). Знакомство с интересными приемами
устного счёта. Знакомство с классом тысяч. Упражнения с многозначными
числами. Коллективный счёт. Числа-великаны. Игры «Знай свой разряд», «У
кого какая цифра», «Работа над ошибками», «Математические горки».
Практикум «Подумай и реши». Знакомство с элементами знаковых систем.
Занимательные задачи (10ч.). Решение занимательных задач в стихах,
логических задач, задач с неполными, лишними, нереальными данными.
Загадки - смекалки. Обратные задачи. Задачи с изменением вопроса. Решение
олимпиадных задач. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение
нестандартных задач. Задачи с многовариантными решениями.
Учимся отгадывать ребусы (3ч.). Знакомство с ребусами и приемами их
разгадывания.
Оформляем школьную математическую газету «Занимательная
математика» (2ч.). Выпуск школьной математической газеты: подбор
материала, оформление.
Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады
по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».
Наглядная геометрия (3ч.). Знакомство с объёмными предметами. Выделение
групп предметов, сходных по форме. Соотнесение выделенных групп с
геометрическими моделями призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара.
Знакомство с названиями перечисленных объёмных тел.
Жизнь замечательных людей (2ч.) Знакомство с великими математиками
древности Архимедом и Пифагором.
Подведение итогов. (2ч.) Математический КВН, круглый».
Тематическое планирование
Наименование
тем курса
1. Вводное
занятие
«Математика –
царица наук»
2. Как люди
научились
считать.
Всег В том
о ча числе
сов
П/ р С/ р
1
1
1
Виды
деятельности
Форма
контроля
дата
Определение
6.09
интересов,
склонностей
учащихся.
выполнение
конкурс на 13.09
заданий
лучшую
презентации
презентацию
«Как
люди
научились
считать»
3. Интересные
1
приемы устного
счёта.
4. Решение
1
занимательных
задач в стихах.
5. Упражнения 1
с
многозначными
числами/
6. Учимся
1
отгадывать
ребусы.
7. Числа1
великаны.
Коллективный
счёт.
8. Упражнения 1
с
многозначными
числами (класс
млр.)
9. Решение
1
ребусов и
логических
задач.
устный счёт
математичес
кий диктант
20.09
1
работа
в тестирование 27.09
группах:
инсценирование
загадок,
решение задач
Работа
с тестирование 4.10
алгоритмами
1
составление
математических
ребусов
1
1
конкурс на 11.10
лучший
математичес
кий ребус
решение теста - проверочный 18.10
кроссворда
тест
работа
алгоритмом
1
1
с контрольный 25.10
тест
самостоятельная миниработа
олимпиада
15.11
10. Задачи с
неполными
данными,
лишними,
нереальными
данными.
11. Загадкисмекалки.
1
1
составление
схем, диаграмм
тестирование 22.11
1
1
конкурс на 29.11
лучшую
загадкусмекалку
12. Игра «Знай
свой разряд».
1
составление
загадок,
требующих
математического
решения
работа
с
таблицей
разрядов
1
тест
6.12
13. Обратные
задачи.
1
14. Практикум
«Подумай и
реши».
1
15.Задачи
изменением
вопроса.
1
1
с 1
16. «Газета
любознательны
х».
1
17.Решение
нестандартных
задач.
1
1
1
18.Решение
1
олимпиадных
задач.
19.Решение
1
задач
международной
игры «Кенгуру»
20. Школьная
1
олимпиада
21. Игра
«Работа над
ошибками»
1
1
1
1
1
22.Математичес 1
кие горки.
1
23. Наглядная
алгебра.
1
1
работа в группах познавательн
«Найди пару»
ая игра «Где
твоя пара?»
самостоятельное тестирование
решение задач с
одинаковыми
цифрами
инсценирования конкурс на
задач
лучшее
инсценирова
ние
математичес
кой задачи
проектная
конкурс на
деятельность
лучшую
математичес
кую газету
решение задач тестирование
на установление
причинноследственных
отношений
решение заданий школьная
повышенной
олимпиада
трудности
решение заданий школьная
повышенной
олимпиада
трудности
13.12
решение заданий
повышенной
трудности
работа
над
ошибками
олимпиадных
заданий
решение задач
на
преобразование
неравенств
работа
в
группах:
инсценирование
14.02
школьная
олимпиада
20.12
27.12
17.01
24.01
31.01
7.02
тестирование 21.02
конкурс на 28.02
лучший
«Решебник»
тестирование 7.03
24.Решение
1
логических
задач.
25.Игра «У кого 1
какая цифра»
1
1
26.Знакомьтесь: 1
Архимед!
1
27.Задачи
с 1
многовариантн
ыми
решениями.
28.Знакомьтесь: 1
Пифагор!
29.Задачи с
многовариантн
ыми
решениями.
30.Учимся
комбинировать
элементы
знаковых
систем.
31.Задачи с
многовариантн
ыми
решениями.
32.Математичес
кий КВН
1
1
1
1
1
1
1
33. Круглый
2
стол «Подведем
итоги»
1
схематическое
изображение
задач
творческая
работа
тестирование 14.03
тестирование 21.03
работа
с
энциклопедиями
и
справочной
литературой
создание на 4.04
бумаге
эскизов
слайдов
будущей
презентации
над
11.04
работа
созданием
проблемных
ситуаций,
требующих
математического
решения
работа
с викторина
информацией
презентации:
«Знакомьтесь:
Пифагор!»
Работа в парах школьная
по
решению олимпиада
задач
18.04
составление
тест
знаковых систем
16.05
индивидуальная
работа
25.04
тестирование 23.05
работа в группах школьная
олимпиада
коллективная
анкетирован
работа
по ие
составлению
отчёта
о
проделанной
работе
30.05
ЛИТЕРАТУРА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград, «Учитель», 2020.
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты
и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2021
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
Саратов, «Лицей», 2013
Оборудование:
линейка
циркуль
таблица разрядов
макеты геометрических фигур
палочки
Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - детские электронные презентации и клипы
http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе
http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия
http://protown.ru/russia/obl/articles/3831.html - федеральный портал
Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)