РП Умники и умницы 2-4

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Управление образования администрации
Нижнесергинского муниципального района
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педсоветом
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Директор А.М.Саулич
приказ № 42-од
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Умники и умницы»
для обучающихся 2-4 классов

Составитель: учитель
начальных классов
О.М.Варенцова

г. Нижние Серги-3 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу развития
познавательных способностей «Умники и умницы» составлена на основе с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. В основу рабочей программы легли
авторская программа Холодовой О. А. « Юным умникам и умницам».
Курс развития познавательных способностей «Умники и умницы»
представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в
возрасте от 7 до 11 лет. Курс включает 170 занятий:
1 занятие в неделю во 2 классе – 34 занятия,
2 занятия в неделю в 3- 4 классах – по 68 занятий за учебный год.
Цель данного курса: ознакомить учащихся с основами мыслительных
процессов (интеллектуальная компетентность), помочь сформировать и
развить познавательные способности учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи курса:
 развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать,
делать несложные выводы;
 развитие психических познавательных процессов: различных видов
памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
 развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и
ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить
умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
 формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
 развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;
 формирование и развитие коммуникативных умений: умения общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать
мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность
одноклассников;
 формирование навыков применения полученных знаний и умений в
процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является
именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
2

Новизна данной рабочей программы определена федеральным
государственным
стандартом
начального
общего
образования.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности
предполагают
уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения программы курса,
воспитательного результата
положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной
деятельности учащихся по каждой теме.
Общая характеристика курса
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и
творческих способностей младших школьников, для школьников, для
обучения решению различных задач творческого и поискового характера,
подготовки их к участию в интеллектуальных играх, а также позволяет
показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова,
мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Актуальность данной программы предназначена для развития
интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов
логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации
занятий и использованием коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения. Создание на занятиях
ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать
собственное "открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности
позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в своих силах.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для
таких учащихся можно подобрать задачи, которые они могут решать
успешно). На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное),
конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает
3

свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон:
раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с
одного вида мыслительной деятельности на другой. Данный
систематический курс создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску,
вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего
интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит
становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них
исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное
беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в
учебной работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то
возникает интерес к учебе, а у кого-то закрепляется.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части
культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к
познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия
человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком
своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами
и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена
общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости
человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании
служить Отечеству.

Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-45 минут. Во время занятий
у ребенка происходит становление
развитых форм самосознания,
самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и
необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных
ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям
4

как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы
тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные
для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры,
ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение
детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения
самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в
сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения
задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится
коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются
условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения
самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но
учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например,
внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому
что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект,
состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом
классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из
возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач,
направленных на развитие познавательных процессов у младших
школьников с целью усиления их математического развития, включающего
в себя умения наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности,
строя
простейшие предположения; проверять их, делать выводы,
иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально
подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения
каждого задания
происходит развитие почти всех познавательных
процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
 задания на развитие внимания;
 задания на развитие памяти;
5

 задания на совершенствование воображения;
 задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд
игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема
внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию
таких жизненно важных умений, как умения целенаправленно
сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и
возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые
задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники
учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы,
облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся
осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и
слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и
наблюдательность, закладывается основа для рационального использования
сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем
задания геометрического характера;
 дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или
линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо
изображения;
 выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
 вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить,
не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию
дважды);
 выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
 выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
 деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной
фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
 складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных
фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами
(слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение
6

того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с
помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является
развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания,
которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте
строить правильные суждения и проводить доказательства без
предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.
В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи
между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются
задания,
направленные
на
формирование
умений
работать
с
алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
 системность: задания располагаются в определенном порядке;
 принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
 принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно
усложняются;
 увеличение объема материала;
 наращивание темпа выполнения заданий;
 смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение
зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

7

Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы).
 В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как
поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий .
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с иллюстрацией рабочей тетради.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
 Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших
математических моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем);
8

 Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Читать и пересказывать текст.
 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
 Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование
следующих умений.
 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
 выделять существенные признаки предметов;
 сравнивать между собой предметы, явления;
 обобщать, делать несложные выводы;
 классифицировать явления, предметы;
 определять последовательность событий;
 судить о противоположных явлениях;
 давать определения тем или иным понятиям;
 определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
 выявлять функциональные отношения между понятиями;
 выявлять закономерности и проводить аналогии.
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
 учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
 учиться выражать свои мысли, аргументировать;
 овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной
ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе
являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
 учиться отличать факты от домыслов;
 овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности.
9

 формировать умения оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей.
Познавательные УУД:
 овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к
известным понятиям;
 перерабатывать полученную информацию: группировать числа,
числовые выражения, геометрические фигуры;
 находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
 развивать доброжелательность и отзывчивость;
 развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
 применять правила сравнения;
 задавать вопросы;
 находить закономерность в числах, фигурах и словах;
 строить причинно-следственные цепочки;
 упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
 находить ошибки в построении определений;
 делать умозаключения;
 распознавать виды текстов;
 редактировать тексты;
 работать со словарями;
 писать творческие изложения с языковым разбором;
выделять фразеологизмы
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
 уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и
поступков;
 сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются
формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
 формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
дятельности;
10

 формировать умения планировать и контролировать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей;
 осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
 овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;
 соблюдать нормы этики и этикета;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации
по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные
связи.
Коммуникативные УДД:
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика);
 учиться аргументировать, доказывать;
 учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются
формирование следующих умений:
 выделять свойства предметов;
 обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
 сопоставлять части и целое для предметов и действий;
 описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
 приводить примеры истинных и ложных высказываний;
 приводить примеры отрицаний;
 проводить аналогию между разными предметами;
 выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей,
сопоставляя и аргументируя свой ответ;
 рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся
получат возможность формирования
Личностных результатов:
 развивать самостоятельность и личную ответственность в
информационной деятельности;
 формировать личностный смысл учения;
 формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
 осваивать способы решения проблем поискового характера;
11

 определять наиболее эффективные способы решения поставленной
задачи;
 осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
 познавательные УУД;
 осознанно строить речевое высказывание;
 овладевать логическими действиями: обобщение, классификация,
построение рассуждения;
 учиться использовать различные способы анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
 учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
 формировать мотивацию к работе на результат;
 учиться конструктивно разрешать конфликт посредством
сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются
формирование следующих умений:
 определять виды отношений между понятиями;
 решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
 находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
 устанавливать ситуативную связь между понятиями;
 рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
 решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта
разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие
умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического
слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения.
Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и
явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной,
слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по
развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти,
качества воспроизведения материала.
12

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания.
Тренировочные упражнения на развитие
способности переключать,
распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации
внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять
признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам,
давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.
Формирование умения выделять главное и существенное, умения сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения
логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умения описывать то, что
было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация
словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы
- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные
определения понятиям.
2класс
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью
совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения
делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая
смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать
закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных
занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у
ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки,
но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных
качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память,
воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения
воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Корригирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем
дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать
лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его.
Выполнение корригирующей гимнастики для глаз поможет как повышению
остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению
состояния зрительного комфорта.
13

Логические задачи на развитие аналитических способностей и
способности рассуждать (5 минут).
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются
задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить
анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий
задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в
условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности
последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других,
в умении непротиворечиво распределять события во времени.
На занятия по РПС во 2 классе отводится 40 -45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
1.«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2.Разминка (3-5 минут)
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15
минут)
4.Веселая переменка (3-5 минут)
5.Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью
совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения
из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать
закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл
таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у
различных предметов.
3класс
Курс в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого
направления, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей – смещение акцента на усиление роли
логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления
учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для
целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный
вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания
становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их
представления.
14

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в
большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объёма
самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и
самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
Умения ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное
условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в
школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и
нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом
изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических
рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только
по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно
проводится коллективное обсуждение! решения задачи.
На занятия в 3 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
1.«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2.Разминка (3-5 минут)
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10
минут)
4.Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5.Логически – поисковые задания (10 минут)
6.Веселая переменка (2-3 минуты)
7.Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по
содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно
проводится коллективное обсуждение решения задачи.
4 класс
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают
преемственность перехода от простых формально-логических действий к
сложным, от заданий на репродукцию и запоминание – к истинно
творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и
классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении
умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а
процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе
выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при
незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их
добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся
15

например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение
принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;
подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению;
нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование
какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач
решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в
готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного,
автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность
при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот
почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4
классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность,
мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово.
Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует
развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию
творческих способностей у детей.
На занятия в 4 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
1.«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2.Разминка (3-5 минут)
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе
познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10
минут)
4.Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5.Логически – поисковые задания (10 минут)
6.Веселая переменка (2-3 минуты)
7.Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по
содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно
проводится коллективное обсуждение решения задачи.

16

Учебно-тематический план
2 класс
Тема

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображение
Развитие логического мышления
Выявление уровня развития внимания, восприятия
воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Итого

2
3
4
5
6
7
8
9

5ч
5ч
5ч
4ч
4ч
5ч
4ч
1ч
34

3 класс
Тема

№ п/п
1

Кол-во
часов
1ч

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания
Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображение
Развитие логического мышления
Выявление уровня развития внимания, восприятия
воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Итого

Кол-во
часов
1ч.
10ч
10ч
8ч
8ч
10ч
10ч
10ч
1ч
68

4 класс
№ п/п Тема
1
2

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания
17

Кол-во
часов
1ч.
10ч

3
4
5
6
7
8
4

Тренировка внимания
Тренировка слуховой памяти
Тренировка зрительной памяти
Развитие аналитических способностей
Совершенствование воображение
Развитие логического мышления
Выявление уровня развития внимания, восприятия
воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Итого

10ч
8ч
8ч
10ч
10ч
10ч
1ч
68

18

Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
2 класс
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Тема занятия

Характеристика деятельности
обучающихся
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления
Выявление уровня развития внимания,
Внимательно слушать и понимать
восприятия, воображения, памяти и мышления.
задание. Наблюдать. Действовать по
инструкции.
Развитие концентрации внимания.
Развивать главное и существенное на
Совершенствование мыслительных операций.
основе развивающих заданий и
Развитие аналитических способностей и
упражнений.
способности рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствования
Выделять закономерности, завершать
мыслительных операций. Развитие аналитических схемы
способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Развитие
Анализировать ситуацию,
аналитических способностей и способности
устанавливать причиннорассуждать
следственные связи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
Описывать то, что было обнаружено
аналитических способностей и способности
с помощью органов чувств.
рассуждать
Развитие логического мышления. Развитие
Называть предметы по описанию
аналитических способностей и способности
рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
Действовать по инструкции,
наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания
объяснять и обосновывать выбор
по перекладыванию спичек.
своего действия.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
Демонстрировать способность
мыслительных операций. Развитие аналитических переключать, распределять
способностей и способности рассуждать
внимание.
Развитие концентрации внимания.
Делать умозаключение из двух
Совершенствование мыслительных операций.
суждений, сравнивать, устанавливать
Развитие аналитических способностей и
закономерности, называть
способности рассуждать
последовательность простых
действий.
Тренировка внимания. Совершенствования
Объяснять значение слов и
мыслительных операций. Развитие аналитических выражений. Различать предметы, по
способностей и способности рассуждать
цвету, форме, размеру.
Тренировка слуховой памяти. Развитие
Объяснять значение слов и
аналитических способностей и способности
выражений. Различать предметы, по
рассуждать
цвету, форме, размеру.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
Различать предметы по цвету, форме,
аналитических способностей и способности
размеру.
рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение
Демонстрировать целенаправленное,
поиску закономерностей Развитие аналитических осмысленное наблюдение.
способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
Демонстрировать целенаправленное,
наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания
осмысленное наблюдение.
по перекладыванию спичек.
19

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствования
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствования
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствования мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка внимания. Совершенствования
мыслительных операций. Развитие способности
рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Совершенствования
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствования мыслительных операций.
Развитие способности рассуждать
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие аналитических
способностей
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие аналитических
способностей
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей
Тренировка внимания, слуховой памяти.
Совершенствования мыслительных операций.
20

Слушай и считай
Решать задачи, раскодировать слова.

Находить закономерности
Решать задачи на смекалку.
Решать арифметические ребусы и
числовые головоломки.
Развивать внимание, восприятие,
навык счета.
Находить закономерность
Развитие абстрактного мышления.
Развитие абстрактного мышления

Демонстрировать способность
переключать внимание.
Развивать мыслительные действия
операций
Находить число пар, один элемент
которых принадлежит одному
множеству, а другой второму.
Учить ориентироваться на плоскости
листа.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза".

Развивать внимание, восприятие,
навык счета.
Точно выполнять действия под
диктовку, подбирать фразеологизмы.

32

33

34

Развитие способности рассуждать
Тренировка зрительной памяти, логического
мышления. Совершенствования мыслительных
операций. Развитие способности рассуждать
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления на
конец учебного года.

Объяснять решение задач по
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.
Применять полученные знания и
умения.
Действовать по инструкции.
Объяснять и обосновывать выбор
своего действия.
Контролировать результат своей
деятельности (обнаруживать и
устранять ошибки)

3 класс
№
Тема занятия
Характеристика деятельности
п/п
обучающихся
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления
Выявление уровня развития внимания,
Внимательно слушать и понимать
1
восприятия, воображения, памяти и мышления.
задание. Наблюдать. Действовать по
инструкции.
Развитие концентрации внимания.
Искать заданные фигуры в фигурах
2
Совершенствование мыслительных операций.
сложной конфигурации. Решать
Развитие умения решать нестандартные задачи
задачи на деление заданной фигуры
на равные части.
Тренировка внимания. Совершенствование
Построить конструкции по
3
мыслительных операций. Развитие умения
заданному образцу. Перекладывание
решать нестандартные задачи
нескольких спичек в соответствии с
условиями
Тренировка слуховой памяти.
Конструировать многоугольники из
4
Совершенствование мыслительных операций.
заданных элементов
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Решать и составлять ребусы,
5
Совершенствование мыслительных операций.
содержащие числа. Заполнение
Развитие умения решать нестандартные задачи
числового кроссворда.
Развитие логического мышления. Обучение
Задания на разрезание и составление
6
поиску закономерностей Развитие умения решать фигур.
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
Расшифровать закодированные
7
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания слова. Восстановить примеры:
по перекладыванию спичек
объяснить, какая цифра скрыта;
проверить, перевернув карточку.
Развитие быстроты реакции.
Учить решать задачи с лишними или
8
Совершенствование мыслительных операций.
недостающими либо некорректными
Развитие умения решать нестандартные задачи
данными. Нестандартные задачи.
Развитие концентрации внимания.
Конструирование многоугольников
9
Совершенствование мыслительных операций.
из одинаковых треугольников.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
Решать нестандартные задачи (на
10 мыслительных операций. Развитие умения
"отношения"), игры "Крестикирешать нестандартные задачи
нолики на бесконечной доске".
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка слуховой памяти
11 Совершенствование мыслительных операций.
Совершенствование мыслительных
Развитие умения решать нестандартные задачи
операций
21

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26
27

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи

22

Игра «Звёздный час»
Развитие аналитических
способностей .
Совершенствование мыслительных
операций «Своя игра» по
окружающему миру .
Учить решать задачи со многими
возможными решениями.
Познакомиться и выполнять
алгоритмы с ветвлениями
Научиться выделять общий признак в
словах- понятиях, классифицировать.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза.
Сформировать умения и навык
составления определений
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза
Развивать логическое мышление
Развивать способность устанавливать
связи между предметами и
явлениями, творчески мыслить.
Описывать то, что было обнаружено
с помощью органов чувств
Демонстрировать чувство времени,
веса, расположенности в
пространстве
Развивать логическое мышление
Решать задачи, раскодировать слова.
Составлять и решать задачи,
выполняя зрительно, не
перекладывая фигуры.
Составлять квадрат, цепочку, не
имеющихся разрывов.
Развитие умения решать
нестандартные задачи
Уметь описывать в табличном виде
общие действия и составные части
группы объектов, а также
отличительные признаки объектов
группы.

28

29

30

31

32

33

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти, зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек

Назвать и указать объект, действие
всего объекта и действия его частей.
Научиться описывать с помощью
алгоритма действие, обратное
заданному.
Научиться придумывать и описывать
предметы с необычными составом и
возможностями.
Записывать признаки и действия
всего объекта и его частей на схеме
состава.
Заполнять магические квадраты.
Разгадывать и составлять загадки.
Объяснять решение задач по
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.

Выявление уровня развития памяти и мышления
34
35

Развитие внимания, восприятия, воображения,
памяти и мышления.

36

Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи

37

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи

38

39

40

41

42

43

44

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
23

Внимательно слушать и понимать
задание. Наблюдать. Действовать по
инструкции.
Искать заданные фигуры в фигурах
сложной конфигурации. Решать
задачи на деление заданной фигуры
на равные части.
Построить конструкции по
заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условиями
Конструировать многоугольники из
заданных элементов
Решать и составлять ребусы,
содержащие числа. Заполнение
числового кроссворда.
Задания на разрезание и составление
фигур.
Расшифровать закодированные
слова. Восстановить примеры:
объяснить, какая цифра скрыта;
проверить, перевернув карточку.
Учить решать задачи с лишними или
недостающими либо некорректными
данными. Нестандартные задачи.
Конструирование многоугольников
из одинаковых треугольников.
Решать нестандартные задачи (на
"отношения"), игры "Крестики-

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
24

нолики на бесконечной доске".
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных
операций
Игра «Звёздный час»
Развитие аналитических
способностей .
Совершенствование мыслительных
операций «Своя игра» по
окружающему миру .
Учить решать задачи со многими
возможными решениями.
Познакомиться и выполнять
алгоритмы с ветвлениями
Научиться выделять общий признак в
словах- понятиях, классифицировать.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза.
Сформировать умения и навык
составления определений
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза
Развивать логическое мышление
Развивать способность устанавливать
связи между предметами и
явлениями, творчески мыслить.
Описывать то, что было обнаружено
с помощью органов чувств
Демонстрировать чувство времени,
веса, расположенности в
пространстве
Развивать логическое мышление
Решать задачи, раскодировать слова.
Составлять и решать задачи,
выполняя зрительно, не
перекладывая фигуры.
Составлять квадрат, цепочку, не
имеющихся разрывов.
Развитие умения решать
нестандартные задачи

61

62

63

64

65

66

67

68

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи

Уметь описывать в табличном виде
общие действия и составные части
группы объектов, а также
отличительные признаки объектов
группы.
Совершенствование воображения. Развитие
Назвать и указать объект, действие
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания всего объекта и действия его частей.
по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Научиться описывать с помощью
Совершенствование мыслительных операций.
алгоритма действие, обратное
Развитие умения решать нестандартные задачи
заданному.
Развитие концентрации внимания.
Научиться придумывать и описывать
Совершенствование мыслительных операций.
предметы с необычными составом и
Развитие умения решать нестандартные задачи
возможностями.
Тренировка слуховой памяти, зрительной памяти. Записывать признаки и действия
Совершенствование мыслительных операций.
всего объекта и его частей на схеме
Развитие умения решать нестандартные задачи
состава.
Развитие логического мышления. Обучение
Заполнять магические квадраты.
поиску закономерностей Развитие умения решать
нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
Разгадывать и составлять загадки.
наглядно – образного мышления. Ребусы. Задания Объяснять решение задач по
по перекладыванию спичек
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.
Выявление уровня развития памяти и мышления
на конец учебного года.

4 класс
№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

Тема занятия

Характеристика деятельности
обучающихся
Выявление уровня развития, восприятия, памяти и мышления
Выявление уровня развития внимания,
Внимательно слушать и понимать
восприятия, воображения и мышления.
задание, ориентироваться на
плоскости листа. Наблюдать и
действовать по инструкции.
Развитие концентрации внимания.
Выделять закономерности, находить
Совершенствование мыслительных операций.
признаки чисел
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
Узнавать предметы по заданным
мыслительных операций. Развитие умения
признакам. Находить признаки слов,
решать нестандартные задачи
сравнивать слова.
Тренировка слуховой памяти.
Различать главное и существенное,
Совершенствование мыслительных операций.
преобразовывать, составлять фигуры.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Анализировать ситуацию,
Совершенствование мыслительных операций.
устанавливать причинно-следственные
Развитие умения решать нестандартные задачи
связи.
Развитие логического мышления. Обучение
Определять на глаз размер предмета.
поиску закономерностей Развитие умения
Развивать мыслительные операции.
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
Демонстрировать целенаправленное,
наглядно – образного мышления. Ребусы.
осмысленное наблюдение.
Задания по перекладыванию спичек
25

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
26

Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза
Сформировать и различать предметы
по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств.
Развивать словесно-логическую
память в результате логического
мышления.
Находить связи между предметами,
познакомиться с существенными и
несущественными признаками
предметов.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза. Объяснять значение
слов и выражений
Сформировать умения выбирать
основание для классификации. Решать
задачи, раскодировать слова.
Выделять закономерность составления
ряда и продолжить его, завершать
схемы. Развивать логическое
мышление
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза. Объяснять значение
слов и выражений.
Совершенствовать воображение,
сравнивать
предметы, развивать мыслительные
операции анализа и синтеза.
Развивать способность устанавливать
связи между предметами и явлениями,
творчески мыслить.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтез
Развивать мыслительные операции
анализа, научиться подбирать
однокоренные слова.
Находить закономерности в
расположении фигур по значению
двух признаков, решать задачи на
логику
Проходить числовые лабиринты,
содержащие двое-трое ворот
Находить число пар, один элемент
которых принадлежит одному
множеству, а другой- второму
множеству.

24

25

26

27

28

29

30

31

Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти, зрительной
памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

32

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи

33

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек

Решать арифметические ребусы и
числовые головоломки

Решать задачи, раскодировать слова,
отгадывать и составлять ребусы, по
значениям различных признаков.
Узнавать предметы по заданным
признакам
Научиться называть отдельные
предметы заданной группы и давать
общее имя группе объектов.
Учиться описывать состав и
возможные действия объекта в
табличном виде.
Научиться определять число
элементов множества, принадлежность
элементов множеству и его
подмножеству.
Освоить начальное представление о
пересечении двух множеств,
определять принадлежность элементов
множеству, которое является
пересечением двух других множеств.
Учиться находить закономерность и
восстанавливать пропущенные
элементы цепочки или таблицы,
располагать предметы в таблице,
соблюдая закономерность
Объяснять смысл крылатых и
метафорических выражений.
Объяснять решение задач по
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.
Применять полученные знания и
умения

Выявление уровня развития памяти и мышления
34
35

36

37

38

Развитие внимания, восприятия, воображения и
мышления.
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
27

Внимательно слушать и понимать
задание, ориентироваться на
плоскости листа. Наблюдать и
действовать по инструкции.
Выделять закономерности, находить
признаки чисел
Узнавать предметы по заданным
признакам. Находить признаки слов,
сравнивать слова.
Различать главное и существенное,
преобразовывать, составлять фигуры.

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
28

Анализировать ситуацию,
устанавливать причинно-следственные
связи.
Определять на глаз размер предмета.
Развивать мыслительные операции.
Демонстрировать целенаправленное,
осмысленное наблюдение.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза
Сформировать и различать предметы
по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств.
Развивать словесно-логическую
память в результате логического
мышления.
Находить связи между предметами,
познакомиться с существенными и
несущественными признаками
предметов.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза. Объяснять значение
слов и выражений
Сформировать умения выбирать
основание для классификации. Решать
задачи, раскодировать слова.
Выделять закономерность составления
ряда и продолжить его, завершать
схемы. Развивать логическое
мышление
Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза. Объяснять значение
слов и выражений.
Совершенствовать воображение,
сравнивать
предметы, развивать мыслительные
операции анализа и синтеза.
Развивать способность устанавливать
связи между предметами и явлениями,
творчески мыслить.
Развивать мыслительные операции
анализа и синтез
Развивать мыслительные операции
анализа, научиться подбирать
однокоренные слова.

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти, зрительной
памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи

66

Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи

67

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно – образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек

68

Выявление уровня развития памяти и мышления
на конец учебного года
29

Находить закономерности в
расположении фигур по значению
двух признаков, решать задачи на
логику
Проходить числовые лабиринты,
содержащие двое-трое ворот
Находить число пар, один элемент
которых принадлежит одному
множеству, а другой- второму
множеству.
Решать арифметические ребусы и
числовые головоломки

Решать задачи, раскодировать слова,
отгадывать и составлять ребусы, по
значениям различных признаков.
Узнавать предметы по заданным
признакам
Научиться называть отдельные
предметы заданной группы и давать
общее имя группе объектов.
Учиться описывать состав и
возможные действия объекта в
табличном виде.
Научиться определять число
элементов множества, принадлежность
элементов множеству и его
подмножеству.
Освоить начальное представление о
пересечении двух множеств,
определять принадлежность элементов
множеству, которое является
пересечением двух других множеств.
Учиться находить закономерность и
восстанавливать пропущенные
элементы цепочки или таблицы,
располагать предметы в таблице,
соблюдая закономерность
Объяснять смысл крылатых и
метафорических выражений.
Объяснять решение задач по
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.
Применять полученные знания и
умения

Уровни достижения планируемых результатов освоения программы
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение
которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные
результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником
социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о
социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть
в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной
среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами
дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать)
социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та
готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и
гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы
контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
30

 прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного
действия до начала его реального выполнения;
 пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав
действия;
 рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу,
«план» действия и опирающийся на понимание принципов его
построения;
 контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
 тестирование;
 практические работы;
 творческие работы учащихся;
 контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание
тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления
деятельности.
Содержательный контроль и оценка
результатов
учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
 поведение
учащихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность
школьников
обеспечивают
положительные
результаты занятий;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики
с этими заданиями самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности данных занятий может быть
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также
наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение
активности,
работоспособности,
внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
31

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Список литературы для учителя
1.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система
заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.
- 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2
–е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных
способностей. – М.: РОСТ книга.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».