РП Шахматы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Нижние Серги-3
СОГЛАСОВАНО
Принята педагогическим советом
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3
Протокол № 01 от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3
от 30.08. 2023 г. № 43-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»

Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст учащихся:7 – 14 лет
Срок реализации:2 года.
Уровень: базовый

Нижние Серги-3, 2022

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого
ребенка», на основе требований:
− Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями на 01.07.2020);
− Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020);
− Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
− Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
России до 2030 года»;
− Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №
16);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года, утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.№ 996р;
− Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;
− Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
− Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем развития дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
− Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)»;
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы.
Образовательная программа "Шахматы" позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При
этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия
игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, участие в шахматных турнирах разного уровня.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением. Эта игра приносит школьникам много творческих
радостей. Гармонически
сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, она оказывает
многостороннее влияние на детей, помогают формированию лучших черт их характеров, развитию
умственных способностей и художественных вкусов.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии
от своих сверстников, особенно тем из них, кто живёт в сельских регионах и обучается в
малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей не коммуникативного типа.
Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет
этим детям преодолеть замкнутость.

Новизна программы заключается в разработке использовании на занятиях педагогом
дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), применение метода исследования
(написание рефератов и докладов по истории шахмат). Данная программаспособствует осуществлению
индивидуального подхода к каждому ребенку, а так же выявлению и дальнейшему развитию талантливых
детей.
Отличительные особенности программы в том, что большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, создание игровыхситуаций
педагогом. Основной организации работы с детьми в данной программе является система дидактических
принципов:
принцип развивающей деятельности игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника в всего коллектива в целом;
принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
принцип психологической комфортности создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

принцип вариантности у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбор.
Изложенные выше принципы обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития, Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата
обучения, овладение учащимися основам шахматной игры. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении целей. Учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Воспитательная работа по программе «Шахматы» направлена на эффективное выявление и
развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося.
Аспекты интеллектуального воспитания, реализуемые программой «Шахматы»:
формирование у учащихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельностии
направлениях интеллектуального развития личности в рамках деятельности творческого объединения
«Шахматы»;
формирование представлений о содержании, ценности и безопасности
современного информационного пространства;
формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности,
выражающейся
в интересе обучающихся
к знаниям, в стремлении к
интеллектуальному
овладению материальными и духовными
достижениями
человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Мероприятия и проекты в развитии интеллектуального воспитания по программе
«Шахматы» направленные на:
организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научноисследовательской и инженерно-технической деятельности;
повышение
познавательной активности обучающихся, формирование ценностных
установок в отношении интеллектуального труда;
создание системы конкурсов, шахматных турниров, направленных
на развитие
мотивации к обучению в различных областях знаний для учащихся.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей старшего младшего школьного возраста 711 лет, как не имеющих специальных навыков, так и имеющих юношеские спортивные разряды по
шахматам. Возраст учащихся в группах может изменяться в зависимости от уровня подготовленности
(развития).
Объем программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы – 86 часа. Продолжительность обучения 2 года.
Формы обучения - очная с применением дистанционных образовательных технологий.
На период реализации программы, в течение которого федеральными и/или региональными и/или
местными правовыми актами устанавливается запрет и/или ограничение на реализацию дополнительных
общеобразовательных программ очно, по месту нахождения организации, реализация соответствующего
указанному периоду учебного плана программы осуществляется с использованием электронного

обучения и дистанционных образовательных технологий.
При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного
материала; учебные занятия (лекционные и практические); консультации; текущий контроль;
промежуточная аттестация.
Педагог осуществляет сопровождение программы в следующих режимах: тестированиеонлайн;
консультации онлайн; предоставление методических материалов на официальном сайте учреждения или
другой платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов; сопровождение
офлайн (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной
аттестации).
При использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
используются следующие технические средства обучения: компьютер; веб-камера; микрофон;
стабильное интернет-соединение.
Для проведения онлайн занятий и видеозвонков используются следующие ресурсы: Skype;
Twitch; VKontakte; YouTube; ZOOM платформа.
Для осуществления обратной связи с учащимися и родителями используются социальныесети;
электронная почта; Viber; WhatsApp, телеграмм.
Методы обучения направлены на поддержание устойчивого интереса к занятиям, создания
комфортного психологического климата, накопления знаний в области теории игры и на развитие
творческих способностей: словесный, наглядно-практический, объяснительно– иллюстрационный,
репродуктивный, частично – поисковый.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Тип занятий: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, контрольный,
тренировочный.
Формы проведения занятия в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения
определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития обучающихся,
образовательной целью и многими другими факторами, включая эмоциональный настрой: беседа;
практическое занятие; задания, направленные на поиск решения шахматных задач; анализ ошибок и
поиск путей их устранения; турниры; экскурсии.
Срок освоения программы – 2 года.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов,
запланированных по программе – 86 часов.
Уровень сложности программы стартовый.
Язык обучения по программе – русский язык.
Наполняемость группы: минимальное количество – 8 человек, максимальное количество
– 15 человек.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: заложить фундамент интеллектуально–логического мышления, научить правильно
организовывать досуг, приобщить детей к занятиям спортом и наукой, способствовать развитию
умственных способностей и художественного вкуса.
Задачи:
1. Научить учащихся основам игры в шахматы.
2. Развить интерес учащимся к шахматному творчеству.
3. Научить учащихся тактическим приемам, составлению стратегического плана в игре.
4. Сформировать умение выразить свой замысел во время игры.
5. Воспитать инициативность и упорство в достижении цели.

1.3. Содержание программы

Учебный план первого года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

1

Вводный инструктаж.
Организационное занятие.

1

1

2

Легенда о происхождении шахмат.
Шахматная доска.

1

1

3

Изучение фигур: пешка, ладья,
слон, ферзь, конь.

4

2

2

4

Король и понятие шаха

2

1

1

5

Мат.

2

1

1

6

Пат.

2

1

1

7

Рокировка. Рокировка и ее
последствия: понятия форточки.

2

1

1

8

Превращение пешки в ферзи 1(8)
горизонтали. Взятие на проходе.

1

1

9

Турнир в объединении.

2

10

Ничья.

2

11

Решение задач на ничью.

2

12

Двойной удар, вскрытый шах.

2

13

Решение задач на двойной удар и
скрытый шах.

1

14

Связка.

2

15

Турнир в объединении.

2

16

Расчет вариантов. Решение задач.

2

1

1

17

Эндшпиль. Пешечные окончания.

2

1

1

18

Турнир в объединении.

2

2

1

Формы аттестации/
контроля

контрольные вопросы,
турнирные таблицы за
истекший период
(результаты турниров)

1
2

1

1
1

1

1
2

2

контрольные вопросы,
турнирные таблицы за
истекший период
(результаты турниров)

19

Решение шахматных задач

4

4

20

Турнир

5

5

Итого

43

14

29

Содержание учебного плана первого года обучения
1. Вводный инструктаж. Организационное занятие.
Теория: инструктаж по технике безопасности. Правила шахматной игры. Сроки проведения
соревнований и турниров.
2. Легенда о происхождении шахмат.
Теория: знакомство с шахматной игрой: когда появилась шахматная игра, как изменились правила
и название фигур. Знакомство с шахматной доской. Понятия линий - горизонталь, вертикаль,
диагональ.
3. Изучение фигур: пешка, ладья, слон, ферзь, конь.
Теория: расстановка шахматных фигур на шахматной доске. Ходы шахматных фигур, кроме
короля.
Практика: игры пешки против пешек, пешки против ладей, пешки против слонов, пешки против
ферзя, пешки против коней.
4. Король и понятия шаха.
Теория: знакомство с главной шахматной фигурой — королем. Понятие «шах». Способы защиты
от шаха.
Практика: шахматные партии с королем.
5. Мат.
Теория: понятие «мат». Различия понятий «шах» и «мат».
Практика: игры с королем до мата.
6. Пат.
Теория: знакомство с понятием «пат». Положение, при котором бывает пат. Различия между
шахом, матом и патом.
Практика: игра партии. Определение результатов партий самостоятельно без помощи педагога.
7. Рокировка. Рокировка и ее последствия: понятие форточки.
Теория: знакомство с понятием «рокировка». Условия проведения рокировки. Понятие
«форточка». Для чего нужна «форточка».Освоение «форточки» в игре.
Практика: применение рокировки в партиях.
8. Превращение пешки в ферзи на 1 (8) горизонтали. Взятие на проходе.
Теория: Провод пешки к 1 (8) горизонтали. Понятие «взятие на проходе».
9. Турнир в объединении.
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди одного объединения. Изучение и
приобретение навыков турнирной борьбы.
Форма контроля: контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период(результаты
турниров).
10. Ничья.
Теория: понятие «ничья». При каких условиях бывает ничья.
Практика: разыгрывание партий.
11. Решение задач на ничью.
Практика: решение задач и сюжетов из сборника и других изданий.

12. Двойной удар, вскрытый шах.
Теория: понятие «двойной удар» и «вскрытого шаха». Условия применение двойного удара и
вскрытого шаха. Научиться применять тактические приемы в партии с соперниками.
Практика: применение тактических приемов в партии.
13. Решение задач на двойной удар и вскрытый шах.
Практика: решение задач по сборнику комбинаций.
14. Связка.
Теория: понятие «связка». Условия применение связки. Защита от связки. Научить применять в
партии с соперниками.
Практика: применение тактических приемов в партии.
15. Турнир в объединении.
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди одного объединения. Контрольные
вопросы. Изучение и приобретение навыков турнирной борьбы.
16. Расчет вариантов. Решение задач.
Теория: изучение комбинационных приемов.
Практика: применение тактических приемов в партии. Решение задач и сюжетов из сборника и
других изданий.
17. Эндшпиль. Пешечные окончания.
Теория: заключительная часть партии.
Практика: типичные позиционные окончания. Решение задач и сюжетов из сборника и других
изданий.
18. Турнир в объединении.
Подведение итогов года. Выявление сильнейших. Вручение наград.
Практика: Анализ результатов. Дальнейшие планы. Вручение призов по итогам года.
Форма контроля: контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период
(результаты турниров).
19. Решение шахматных задач
Практика: решение задач и сюжетов из сборника и других изданий.

20. Турнир
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди объединения. Контрольные
вопросы. Изучение и приобретение навыков турнирной борьбы.

Учебный план второго года обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

1

Вводный инструктаж.
Организационное занятие.

1

1

2

Дебют.

4

2

2

3

Мат ферзем.

2

1

1

4

Решение шахматных задач на мат в
1 ход.

1

5

Линейный мат. Мат двумя ладьями.

2

6

Решение задач

2

7

Детский мат. Защита от детского
мата.

2

8

Турнир в объединении

4

9

Элементы оценки позиции

4

2

2

10

Пешечные окончания

4

2

2

11

Решение задач

2

12

Мат ладьей и королем

2

13

Турнир в объединении

4

4

14

Решение шахматных задач

4

4

15

Турнир

5

5

Итого

43

Формы аттестации/
контроля

1
1

1
2

1

1
4

контрольные вопросы,
турнирные таблицы за
истекший период
(результаты турниров)

2
1

11

1

32

контрольные вопросы,
турнирные таблицы за
истекший период
(результаты турниров)

Содержание учебного плана второго года обучения
1. Вводный инструктаж. Организационное занятие.
Теория: инструктаж по технике безопасности. Правила шахматной игры.
соревнований и турниров.

Сроки проведения

2. Дебют.
Теория: начальная стадия партии. Изучение принципов дебюта.
Практика: применение принципов дебюта в партии.
3. Мат ферзем.
Теория: постановка мата ферзем и королем.
Практика: тренировки постановки мата в пределах десяти ходов.
4. Решение шахматных задач на мат в 1 ход.
Практика: решение задач и сюжетов из сборника и других изданий.
5. Линейный мат. Мат двумя ладьями.
Теория: постановка линейного мата. Оппозиция королей. Приемы постановки мата двумя ладьями.
Практика: тренировки постановки мата в пределах десяти ходов.
6. Решение задач.
Практика: решение задач и сюжетов из сборника и других изданий.
7. Детский мат. Защита от детского мата.
Теория: Детский мат. Показ партий на «детский мат». Способы защиты от «детского мата».
Практика: постановка «детского мата» в партии. Применение в партии защиты от «детского мата».
8. Турнир в объединении.
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди одного объединения. Изучение и
приобретение навыков турнирной борьбы.
Форма контроля: контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период(результаты
турниров).
9. Элементы оценки позиции.
Теория: основы позиции, расположение фигур во время партии.
Практика: разыгрывание партий.
10. Пешечные окончания
Теория: Правило «квадрата», приемы проведения пешки к ферзи.
Практика: разыгрывание позиций с пешками и королем.
11. Решение задач.
Практика: решение задач по сборнику комбинаций.
12. Мат ладьей и королем.
Теория: координированные действия слоном и королем.
Практика: разыгрывание позиций по постановке мата двумя слонами.
13. Турнир в объединении.
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди одного объединения. Контрольные
вопросы. Изучение и приобретение навыков турнирной борьбы.

Форма контроля: контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период(результаты
турниров).
19. Решение шахматных задач
Практика: решение задач и сюжетов из сборника и других изданий.
20. Турнир
Практика: мини-турниры на выявление победителя среди объединения. Контрольные
вопросы. Изучение и приобретение навыков турнирной борьбы.

Рабочая программа воспитания
№ п/п

Мероприятие

1.

Занятия в творческом
объединении «Шахматы»

2.

Областная олимпиада по
шахматам,
интеллектуальные
викторины, турниры в
объединении
и
Областные турниры,
дистанционныеконкурсы
и олимпиадыпо шахмата
в течение
года,
согласно
расписанию мероприятий
портала.

Компонент интеллектуального
воспитания
Повышение
познавательной активности
обучающихся, формирование ценностных
установок в отношении труда, в том числе
интеллектуального труда, к творчеству.
- Формирование у учащихся представлений
о возможностях интеллектуальной
деятельности и направлениях
интеллектуального развития личности.
- Формирование представлений о
содержании, ценности и безопасности
современного информационного
пространства.
- формирование отношения к
образованию как общечеловеческой
ценности, выражающейся
в интересе
обучающихся
к знаниям, в
стремлении
к интеллектуальному
овладению
материальными и
духовными достижениями человечества, к
достижению личного успеха в жизни.
Формирование ценностных установок в
отношении интеллектуального, творческого
труда, к достижению личного и командного
успеха.
Поддержка одаренных учащихся.

3.

Районный турнир «Белая
ладья»

4.

Областной турнир
«Белая ладья»
Всероссийский
турнир Поддержка одаренных учащихся.
«Дебют»

5.

Год
обучения
1,2 года
обучения
1 год
обучения
2 год
обучения

1,2
года
обучения
2 год
обучения
1,2,3 года
обучения

Календарный план воспитательной работы
Мероприятие
1.Занятия
в
творческом
объединении
2.Областная
олимпиада по
шахматам,
интелектульные
викторины,
турниры в
объединении и
Облоастные
турниры,
дистанционные
конкурсы и
мероприятия
3. Районный
турнир «Белая
ладья»
4. Областной турнир
«Белая ладья»
5. Всероссийский
турнир «Дебют»

Год
обучения
Первый
Второй

Месяц
сен окт нояб дек янв фев март апр май
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

+

+

+

+

Первый

+

+

+

+

+

+

+

+

Второй

+

+

+

+

+

+

+

+

Первый

+

+

Второй

+

+

Первый
Второй
Первый
Второй

+
+

+

+

+

июнь июль авг
+
+

+

+

+
+
+
+

+
+

+

1.4. Планируемые результаты.
По итогам освоения программы учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:
- учебно-познавательная компетенция – пополнение знаний в области игры в Шахматы,
ознакомление с разнообразными приемами и способами творческого воплощения образа, овладение
креативными навыками при целенаправленном изучении окружающей действительности.
Обучение по программе обеспечивает достижение личностных, мета предметных и предметных
результатов.
Для учащихся предметными результатами являются следующие знания и умения:
Первый год обучения

шах);

Должны знать:
все ходы фигур;
шахматную нотацию;
сравнительную ценность фигур;
что такое шах, мат, пат;
общие принципы игры в начале партии;
правила поведения во время игры;
тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной
-

правила поведения в помещении и на улице;
правила техники безопасности;
правила поведения во время игры;

Должны уметь:
ставить мат тяжёлыми фигурами;
решать комбинации на различные темы (двойной удар, связка, вскрытый шах и др.);
играть шахматную партию с записью и часами.



шах);

Личностными результатами являются:
правильно вести себя во время игры;
- уважительно относиться к сопернику по игре;
правильно вести себя в помещении и на улице.
Второй год:
Должны знать:
все ходы фигур;
шахматную нотацию;
сравнительную ценность фигур;
что такое шах, мат, пат;
общие принципы игры в начале партии;
правила поведения во время игры;
тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, двойной
-

общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле;
правила поведения в помещении и на улице;
правила техники безопасности;
правила поведения во время игры;
как проводить атаку на короля;

Должны уметь:
ставить мат тяжёлыми фигурами;
- решать комбинации на различные темы (коневые, пешечные, тяжело- фигурные,
комбинации с сочетанием идей и др.);
играть шахматную партию с записью и часами.
Личностными результатами являются:
правильно вести себя во время игры;
- уважительно относиться к сопернику по игре;
правильно вести себя в помещении и на улице.
Метапредметными результатами являются:
Первый год обучения
฀ поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно находить недостающую информацию в
информационном поле.
฀ коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми;
- вступать в диалог, задавать вопросы;
- навыки интервьюирования, устного опроса.
฀ умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения взаимодействовать с любым партнером;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
умение находить и исправлять ошибки в корректной форме в работе других участников
группы.
Второй год обучения
฀ поисковые (исследовательские) умения:
 умение самостоятельно находить недостающую информацию в
информационном поле;
 умение находить несколько вариантов решения проблемы.
฀ коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми
- вступать в диалог, задавать вопросы;
 навыки интервьюирования, устного опроса.
฀ умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения взаимодействовать с любым партнером;
- навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
умение находить и исправлять ошибки в корректной форме в работе других участников
группы.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Количество
часов в
обучения
неделю
Первый
1
Второй
1

Первое полугодие
8 9 10 11 12 13 14 15 16

1

2

3

4

5

6

7

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У У
У У

Год
Количество
часов в
обучения
18
неделю
Первый
1
У
Второй
1
У
Год
Количество
часов в
обучения
34
неделю
Первый
1
У
Второй
1
У

У
У

У
У

У
У

У
У

19

20

21

22

Второе полугодие
23 24 25 26 27 28

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

35

36

Второе полугодие
37 38 39 40 41

42

43

У
У

У
У

У
У

У
У

У,А
У,И

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

17
У,А
У,А

У
У

29

30

31

32

33

У
У

У
У

У
У

У
У

У
У

Всего
недель

Всего
часов

43
43

1 неделя начинается с 1 сентября.
Начало учебных занятий у групп 1 года обучения начинается с даты, указанной в приказе по
учреждению о начале учебного года.
«У» - учебные занятия.
«А» - промежуточная аттестация (промежуточный контроль).
«И» - итоговая аттестация (итоговый контроль).

43
43

2.3. Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы используются следующие виды
аттестации:

входной контроль – оценка исходного уровня знаний перед началом
образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития детей;

текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала,
отслеживание активности учащихся;

промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного
материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения);

итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по завершении
освоения программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих
способностей: заключительная проверка знаний, умений, навыков.
Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование, практическое
задание на определение умений и навыков.
Текущий контроль проводится по завершению разделов и тем. Формами текущего контроля
являются: наблюдение, решение задач, устные опросы, итоги турниров.
Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами промежуточного контроля
являются контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период (результаты турниров).
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового контроля
являются контрольные вопросы, турнирные таблицы за истекший период (результаты турниров).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Грамота, диплом, журнал посещаемости, фотографии с турниров, свидетельство
(сертификат), протоколы соревнований.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Ответы на контрольные вопросы, турнирные таблицы.

2.4. Оценочные материалы
Предметом оценивания по программе являются: набор основных знаний, умений,
практические навыки по программе; универсальные учебные действия; важнейшие личностные
свойства учащегося.
Для определения достижения учащимися планируемых результатов используются
следующие диагностические методики:
Показатели и критерии по уровням освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Шахматы»
Оценивание предметных результатов обучения: теоретическая подготовка учащегося

цениваемые
параметры
1. Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

Критерии

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям

Показатели

Знает о происхождении шахмат.
Знает чемпионов мира.
Знает правила техники
безопасности во время
шахматной партии..
Знает об основных правилах.

Степень выраженности
оцениваемого качества
Высокий уровень:
учащийся освоил практически весь
объем знаний, предусмотренной
программой.
Средний уровень:

объем усвоенных знаний составляет
более 1/2.
Низкий уровень:

2. Владение
специальной
терминологией

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии

Знает названия и назначение
шахматных фигур
Знает основные понятия и
термины. Тактические приемы
Умеет читать простейшие
задачи и партии.

объем усвоенных знаний составляет
менее 1/2.
Высокий уровень:
учащийся специальные термины
употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием.
Средний уровень:
сочетает специальную терминологию
с бытовой.
Низкий уровень:
как правило, избегает употреблять
специальные термины.

Оценивание предметных результатов обучения: практическая подготовка учащегося
Оцениваемые
параметры
1. Практические
умения и
навыки,
предусмотренные
программой

Критерии
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

Показатели
Выполняет посильные действия
для решения во время
шахматной партии и при
решении шахматных задач.
Умеет создавать небольшие
задачи самостоятельно на
шахматной доске.
Применяет правила техники
безопасности во практической
деятельности

Степень выраженности
оцениваемого качества
Высокий уровень:
учащийся овладел практически всеми
умениями и навыками,
предусмотренными программой.
Средний уровень:
объем усвоенных умений и навыков

Владеет тактическими
приёмами во время шахматной
партии.
2. Владение
специальным
оборудованием
и оснащением

Отсутствие
затруднений в
использовании
оборудования

Владеет элементарными
практическими умениями
работы на компьютере.

3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий

Использует приобретённые
знания и умения во время
шахматной партии и при
решении шахматных задач.

составляет более 1/2.
Низкий уровень: учащийся овладел
менее 1/2 предусмотренных умений и
навыков.
Высокий уровень:
учащийся
работает с компьютером
самостоятельно, не испытывает особых
трудностей.
Средний
уровень:
работает с
компьютером с помощью педагога.
Низкий уровень:
испытывает серьезные затруднения при
работе с компьютером.
Высокий уровень:
творческий уровень - учащийся
выполняет практические задания с
элементами творчества.
Среднийуровень:
репродуктивный уровень
- выполняет в основном задания на
основе образца. Низкий уровень:
начальный уровень - выполняет лишь
простейшие практические задания
педагога.

Карта оценки развития метапредметных результатов учащихся
Фамилия, поисковые
имя
(исследовательские)
учащегося умения:

умение
самостоятельно
генерировать идеи;

умение
самостоятельно
находить
недостающую
информацию в
информационном
поле;

умение
находить несколько
вариантов решения
проблемы;

умение
выдвигать гипотезы;

умение
устанавливать
причинноследственные связи.
Н
Н
Н
Н
Н

С
С
С
С
С

В
В
В
В
В

коммуникативные
умения:

умение
инициировать
учебное
взаимодействие со
взрослыми вступать в диалог,
задавать вопросы;

умение
вести дискуссию;

умение
отстаивать свою
точку зрения;

умение
находить
компромисс;

навыки
интервьюирования,
устного опроса.

Н
Н
Н
Н
Н

С
С
С
С
С

В
В
В
В
В

умения и навыки
работы в
сотрудничестве:

навыки
коллективного
планирования;

умение
взаимодействовать
с любым
партнером;

навыки
взаимопомощи в
группе в решении
общих задач;

навыки
делового
партнерского
общения;

умение
находить и
исправлять
ошибки в работе
других участников
группы.
Н
Н
Н
Н
Н

С
С
С
С
С

В
В
В
В
В

презентационные
умения и навыки:

навыки
монологической
речи;

умение
уверенно держать
себя во время
выступления;

умение
использовать
различные средства
наглядности при
выступлении;

умение
отвечать на
незапланированные
вопросы.

Н
Н
Н
Н

С
С
С
С

В
В
В
В

Инструкция: опросник является вариантом экспертной оценки, заполняется педагогом на каждого
ребенка по четырем видам умений. Необходимо отметить степень выраженности каждого качества,
с помощью уровней, где: Н (низкий уровень) – качество отсутствует у учащегося или выражено
слабо и проявляется редко, С (средний уровень) – качество выражено сильно и проявляется часто,
В (высокий уровень) – выражено сильно и проявляется постоянно. Нужную букву обвести в
каждой графе.

Карта оценки личностного развития
Оцениваемые
Критерии
параметры
1. Организационно-волевые качества:
Терпение
Способность переносить
(выдерживать) известные
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности

Самоконтроль

Умение контролировать
свои поступки
(приводить к должному
свои действия)

Степень выраженности оцениваемого качества
Высокий уровень:
терпения хватает на все занятие.
Средний уровень:
терпения хватает больше чем на 1/2 занятия.
Низкий уровень:
терпения хватает меньше чем на 1/2 занятия.
Высокий уровень:
постоянно контролирует себя сам.
Средний уровень:

2. Ориентационные качества:
Самооценка
Способность оценивать
себя адекватно
реальным достижениям

Интерес к занятиям
в детском
объединении

Осознанное участие
учащегося в освоении
образовательной
программы

периодически контролирует себя сам.
Низкий уровень:
постоянно находится под воздействием контроля извне.
Высокий уровень: нормальная.
Средний уровень: заниженная.
Низкий уровень: завышенная.
Высокий уровень:
интерес постоянно поддерживается учащимся
самостоятельно.
Средний уровень:

3. Поведенческие качества:
Конфликтность
Способность занять
(отношение
определенную позицию
учащегося к
в конфликтной ситуации
столкновению
интересов (спору) в
процессе
взаимодействия)

Тип сотрудничества
(отношение
учащегося к общим
делам детского
объединения)

Умение воспринимать
общие дела, как свои
собственные

интерес периодически поддерживается самим учащимся.
Низкий уровень:
интерес к занятиям продиктован учащемуся извне.
Высокий уровень:
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.
Средний уровень:
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.
Низкий уровень:
периодически провоцирует конфликты.
Высокий уровень: инициативен в общих делах.
Средний уровень: участвует при побуждении извне.
Низкий уровень: избегает участия в общих делах.

Перечень теоретических вопросов аттестации учащихся по полугодиям обучения
Промежуточная аттестация за первое полугодие 1 год обучения
Контрольные вопросы
Сколько клеток на шахматной доске?
Как обозначаются горизонтальные линии?
Как обозначаются вертикальные линии?
Назовите родину шахмат?
Как ходит пешка?
Является ли пешка фигурой?
Где размещаются ладьи на доске до начала игры?
Во сколько очков оценивается ладья?
Какие слоны никогда не столкнутся?
В чем отличие коня от всех остальных фигур?
Ответы:
На шахматной доске 64 клетки
Горизонтальные линии на шахматной доске идут под цифрами.
Вертикальные линии на шахматной доске идут под буквами.
Индия
Пешка ходит только вперед.
Нет, она просто пешка
Ладьи размещаются по углам шахматной доски.
Ладья оценивается в 5 очков.
Белопольный и чернопольный.
Конь это единственная фигура, которая умеет перепрыгивать через другие фигуры.
Критерии оценки ответов на вопросы:
0-5 правильных ответов — низкий уровень.
6-7 правильных ответов — средний уровень.
8-10 правильных ответов — высокий уровень.
№
п/п
1
2
3
4

Таблица турнирная, при помощи которой проводится турнир в объединении.
ФИО
1
2
3
4
Итого Место
очков

Промежуточная аттестация за второе полугодие 1 года обучения
Контрольные вопросы
Что такое шах?
Перечислите способы защиты от шаха?
Что такое мат?
Для чего нужно делать рокировку?
Перечислите, когда нельзя делать рокировку.
Что такое пат? При каких условиях бывает пат?
Почему король слабее ферзя, но главнее его?
Ниже представлены диаграммы, на которых нужно стрелочками вернуть
шахматные фигуры на начальные места.

Что может пешка, дойдя до 1 (8) горизонтали?
Какая фигура участвует при взятии на проходе?
Ответы:
Шах - это нападение на короля.
От шаха есть три способа зашиты: срубить фигуру, которая объявила шах; закрыться от
шаха любой фигурой, кроме короля; убежать королям.
Мат- это шах, от которого нет защиты.
Рокировка нужна для того, чтобы спрятать короля и вывести в бой ладью.
Рокировку нельзя делать: когда королю шах, король не может перепрыгнуть через битоеполе;
когда между королем и ладьей стоят фигуры; когда король и ладья уже сходили.
Пат - это ничья. Пат бывает: когда королю нет шаха, когда король и его фигуры не могут
ходить.
Король, как и ферзь, ходит в разные стороны, но только на одну клеточку. Королю ставятмат,
мат ферзю поставить невозможно, поэтому король главнее ферзя.
Первая позиция. Белые фигуры: Король е1, Ладья а1 или h1, слон с1 или f1,пешка на любое
поле по второй горизонтали. Черные: Король е8, конь b8 или g8.
Вторая позиция: Белые фигуры: Король е1, конь b1 или g1. Черные фигуры: Король е8, Ферзь
d8, слон с8 или f8, конь b8 или g8, пешки на любое поле по восьмой горизонтали.
Пешка, дойдя до 1(8) горизонтали, может превратиться в любую фигуру, кроме короля.
При взятии на проходе участвуют пешки.
Критерии оценки ответов на вопросы:
0-5 правильных ответов — низкий уровень.
6-7 правильных ответов — средний уровень.
8-10 правильных ответов — высокий уровень.

№
п/п
1
2
3
4

Таблица турнирная, при помощи которой проводится турнир в объединении.
Итого Место
ФИО
1
2
3
4
очков

Промежуточная аттестация за первое полугодие 2 год обучения
Контрольные вопросы
1. Когда отмечается международный день шахмат?
2. Кто победил первого чемпиона мира по шахматам?
3. Сколько очков получает шахматист за ничью в партии на официальных соревнованиях?
4. Какая шахматная фигура, кроме пешки может начать шахматную партию?
5. Расставь по порядку части шахматной партии: эндшпиль, дебют, миттельшпиль.
6. Напишите определение следующим понятиям: шах, мат, вскрытый шах, связка, двойной
удар?
7. Как называется мат: 1. е4-е5 2. Сс4- Kc6 3. Фh5- Сс5 4. Фf7x.
8. Какой шахматной фигурой, кроме слона можно поставить «Детский мат»?
9. Как в шахматах называется пешка, получившая перспективу стать ферзем?
10. Найди двойной шах. Ход черных. Б: Крb7 Ч: Крc5, Кc6, Сd5.
Ответы:
1. 20 июля
2. Эмануил Ласкер
3. Пол очка.
4. Конь
5. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
6. Шах - ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть на
следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля.
Мат - это шах от которого нет защиты.
Вскрытый шах - разновидность открытого нападения, при которой шахматная фигура, делая
ход, открывает линию действия дрогой фигуры, под ударом которой оказывается король, тем
самым объявляет шах.
Связка- положение, когда фигура не может сделать ход, что после ее хода поле, на котором
стоит король, будет атаковано. Связанной может так же быть фигура, ход которой приведет к
потере ферзя или проигрышу качества.
Двойной удар - ход, после которого под боем оказывается две или более фигуры противника.
7. Детский мат.
8. Ферзем.
9. Проходная.
10. Кр d6.
Критерии оценки ответов на вопросы:
0-5 правильных ответов — низкий уровень.
6-7 правильных ответов — средний уровень.
8-10 правильных ответов — высокий уровень.
№
п/п
1
2
3

Таблица турнирная, при помощи которой проводится турнир в объединении.
Итого Место
ФИО
1
2
3
4
очков

Итоговая аттестация за второе полугодие 2 год обучения
Контрольные вопросы
1. Кто из чемпионов мира умер не побежденным?
2. Перечислите чемпионов мира по шахматам.
3. Поставьте следующие спортивные звания в шахматах в последовательности их присвоения:
Гроссмейстер, Мастер спорта, Кандидат в мастера спорта, 1 разряд.
4. Название партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется
какая-либо фигура?
5. Положение в партии, при котором одна из сторон проигрывает во время своего хода?
6. Что такое миттельшпиль?
7. Что такое эндшпиль?
8. Что такое шахматная композиция?
9. Что такое «ловушка» в шахматах?
10. Над резиденцией Президента Республики Калмыкия развеваются три флага: триколор России,
флаг Калмыкии с цветком лотоса и этот. Какой?
Ответы:
1. Александр Алехин
2. Вильгейм Стейниц, Эмануил Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин, Макс Эйве,
Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Роберт
Фишер, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Владимир Крамник, Вишванатан Ананд, Магнус
Карласен.
3. 1 разряд Кандидат в мастера спорта Мастер спорта Гроссмейстер
4. Гамбит
5. Цуцванг.
6. Миттельшпиль — это следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило,
развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита,позиционное
маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и
разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит
в эндшпиль.
7. Эндшпиль — это заключительная часть шахматной или шашечной партии.
8. Шахматная композиция - создание («составление») шахматных задач и этюдов. Базируется на
средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматного
творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и
привлекающую всё новых любителей.
9. Ловушка -один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая
ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной»
пешкой или оставленным под боем ферзём и получит «взамен» мат или потерпит существенный
материальный урон.
10. Флаг международной шахматной федерации - ФИДЕ.
Критерии оценки ответов на вопросы:
0-5 правильных ответов — низкий уровень.
6-7 правильных ответов — средний уровень.
8-10 правильных ответов — высокий уровень.

№
п/п
1
2
3
4

Таблица турнирная, при помощи которой проводится турнир в объединении.
Итого Место
ФИО
1
2
3
4
очков

2.5. Методические материалы
№
п/п

Раздел, тема

Обеспечение программы методическими
видами продукции

1.

Шахматная доска. Расстановка и
изучение фигур: пешка, ладья, слон,
ферзь, конь

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

2.

Король. Шах, мат, пат королю.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

3.

Типичные матовые позиции

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

4.

Рокировка. Рокировка и ее
последствия: понятие форточки.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

5.

Превращение пешки. Взятие на
проходе.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

6.

Двойной удар, связка,вскрытый шах.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

7.

Эндшпиль

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Первый год обучения»

8.

Турниры

Турнирная таблица. Правила игры по
ФИДЕ

9.

Дебют.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения»

10.

Мат ферзем.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения». Сборники
задач

11.

Решение шахматных задач на мат в 1
ход.

Сборники задач

12.

Линейный мат. Мат двумя ладьями.
Мат одной ладьей и королем.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения».

13.

Решение задач

Сборники задач

14.

Детский мат. Защита от детского мата.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения»

16.

Элементы оценки позиции

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения».

17.

Пешечные окончания

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения». Сборники
задач














18.

Решение задач

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения». Сборники
задач

19.

Мат одной ладьей и королем.

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения». Сборники
задач

21.

Решение шахматных задач

Шахматный учебник. Автор Дерябина С.Е.
Шахматы «Второй год обучения». Сборники
задач

22.

Турниры

Турнирная таблица. Правила игры по
ФИДЕ

Материально-техническое обеспечение
Шахматные доски с набором шахматных фигур – 4 шт.
Проектор: ACER.
Аудиоколонки: GENIUS.
Ноутбук.
Интерактивная доска.
4 встроенных шкафа.
3 шкафа полузакрытых.
9 ученических столов.
18 ученических стульев.
2 стола учительских.
2 стула учительских.
1 меловая доска.

3. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Абрамов С.П. Барский В. П. Шахматы первый год обучения. Методика проведения
занятий. 2015.
2. Владимир Барский. Учебник шахмат для младших школьников Карвин в Шахматном
лесу- I . 2015.
3. Владимир Барский. Учебник шахмат для младших школьников Карвин в Шахматном
лесу- II . 2015.
4. Гершунский Б. Костьев А., Шахматы – школе, Педагогика, 2001.
5. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.- М.: Детская литература, 2005.
6. Дерябина С.Е. Учебник шахматы. Первый год обучения, Ижевск, 2006
7. Карпов А., Гик Е. Шахматные сюжеты - Знание. Москва, 1991.
8. Касаткина Шахматная тетрадь. 2015.
9. Ройзман Шахматные миниатюры. 2009.
10. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок . 2004.
11. Слуцкий П.М. Шерешевский Контуры эндшпиля. 2003.
12. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек.- Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
13. Сухин И. От сказки - К шахматам. - М.: Астрель, АСТ, 2000.
14. Каргина З.А. Особенности воспитательной работы в системе дополнительного
образования детей (статья). Электронный ресурс - http://dopedu.ru/stati/140-2012-05-1621-15-31.html
15. Программа воспитания: что это такое, зачем нужна и как разработать. Электронный
ресурс - https://eduregion.ru/k-zhurnal/programma-vospitaniya-chto-eto-takoe/
16. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие /
П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И.
Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И.
Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия:
Примерная программа воспитания). Электронный ресурс - http://sykt-uo.ru/files/_r7n24m38.pdf

Список литературы для детей:
1. Дерябина С.Е. Учебник шахматы. Первый год обучения, Ижевск, 2006
2. Дерябина С.Е. Учебник шахмат. Второй год обучения, Ижевск, 2006
3. Сборники шахматных задач, этюдов, головоломки, 2004

Приложение 1.
Глоссарий
Шахматная доска — игровое поле игры для шахмат.
Пешка — самая слабая шахматная единица ( ее не принято считать фигурой) и основная еденица
измерения шахматного материала: в пешечном эквиваленте измеряют «вес» фигур ( легкая фигура
примерно эквивалента трем пешкам, ладья — пяти).
Ладья- тяжелая шахматная фигура, по силе примерно равна пяти пешкам. На свободной доске
может ходить на любое число полей по горизонтали или вертикали. Участвует в рокировке. В исходной
позиции, у каждого игрока по две ладья, находящиеся по углам доски.
Слон — легкая шахматная фигура по силе примерно равная трем пешкам. На свободной доске
может ходить на любое число полей по диагонали. В исходной позиции у каждого игрока подва слона.,
находящиеся на первой (белые) и восьмой (черные) горизонталях, на полях рядом с конями.
Особенностью слона является то, что он может ходить только по полям определенного цвета, поэтому
различают белопольных и чернопольных слонов, по цвету полей, по которым они передвигаются.
Ферзь — самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На
свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали и диагонали. В исходном
положении белый ферзь находится на поле d1 черный на d8.
Конь - легкая шахматная фигура по силе примерно равная трем пешкам. Конь ходит на поле,
находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и
одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность
«перепрыгивать» фигуры и пешки,находящиеся между его начальным и конечным положением при
ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля на котором находится.
Король - главная шахматная фигура с которой связан исход партии. Король может ходитьна
одну клетку по горизонтали, вертикали и диагонали, на любое не атакованное поле, не занятоесвоей
фигурой или пешкой, а также участвует в рокировке. У каждого игрока по одному королю.
Особенностью королей является, то что их количество не может меняться на протяжении всей
партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по
достижению
последней
на
ее
пути
горизонтали.
Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и
игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при мате
одновременно:

король находится под шахом;

у короля нет возможности уйти от шаха (все поля вокруг него заняты своими
фигурами или находятся под ударом фигур противника, или король находится на краю игровой доски);

у игрока нет возможности закрыться от шаха другой фигурой;

нет возможности взять фигуру, объявившую шах.
Означает проигрыш попавшей в такую ситуацию стороны. В русской шахматной нотации мат
обозначается символом «×» после хода фигуры, в международной нотации и в шахматной композиции
— символом «#» после хода.
Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть на
следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля.
Пат — положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая очередь хода, не может им
воспользоваться, так как все ее фигура и пешки лишены возможности двигаться, причем король не
находится под шахом. Партия, в которой возникает пат, признается ничейной.
Ничья — результата шахматной партии в которой никто из игроков не смог одержать победу. За
ничью каждый игрок получает по пол-очка.
Рокировка (фр.roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля
в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю

с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в
течение партии.
Смысл рокировки в том, что она позволяет одним ходом значительно изменить позицию короля
(переместив его в менее опасное место), одновременно выводя на центральные вертикали сильную
фигуру — ладью.
Превращение пешки — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру
своего цвета (кроме короля).Взятие на проходе — взятие пешкой пешки противника на поле, которое она
пересекла, делая свой «двойной ход». Возможно в том случае, когда пешка находится на 5-й (для белых
пешек) или на 4-й (за черных) горизонтали и пешка противника, делая двойной ход, пересекает поле,
находящееся под боем у данной пешки. Возможно только следующим за этим двойным ходом.
Эндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной
партии.
Дебют — начало шахматной партии.
Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel середина
игры) –
следующая
за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в
шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы.
Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия
минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.
Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных
обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур
Шахматная композиция - создание («составление») шахматных задач и этюдов. Базируется на
средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматного
творчества. Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и
привлекающую всё новых любителей.
Связка - положение, когда фигура не может сделать ход, что после ее хода поле, накотором стоит
король, будет атаковано. Связанной может так же быть фигура, ход которой приведет к потере ферзя или
проигрышу качества.
Двойной удар – ход, после которого под боем оказывается две или более фигуры противника.
Вскрытый шах - разновидность открытого нападения, при которой шахматная фигура, делая ход,
открывает линию действия дрогой фигуры, под ударом которой оказывается король, тем самым
объявляет шах.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».