Рабочая программа воспитания

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования администрации
Нижнесергинского муниципального района
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим
советом

Директор

_______________________

Саулич А.М.
Приказ № 42-ОД
от «30» августа 2023 г.

________________________

Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Нижние Серги-3, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3 (далее —
Программа воспитания) разработана на основе федеральной рабочей программы
воспитания для общеобразовательных организаций. Данная Программа основывается
на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных
организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
Программа воспитания:


предназначена

для

планирования

и

организации

системной

воспитательной деятельности в МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3;


разработана с участием коллегиальных органов управления МКОУ

СОШ № 3 г. Нижние Серги-3,

в том

числе

совета

урочной

и

обучающихся,

утверждена

педагогическим советом школы;


реализуется

в

единстве

внеурочной

деятельности,

осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания;


предусматривает

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы,
правилам и нормам поведения, принятым в российском

обществе

на основе

российских базовых конституционных норм и ценностей;


предусматривает историческое просвещение, формирование российской

культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3
внесены изменения в содержательный и организационный разделы Программы
воспитания. Изменения связаны с особенностями организационно-правовой формы,
контингентом

обучающихся

направленностью

и

их

родителей

(законных

представителей),

образовательной программы, в том числе учитывающей особые

образовательные потребности обучающихся.

2

1. Целевой раздел
Содержание воспитания обучающихся в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ

1.1.
СЕРГИ-3

определяется

содержанием

российских

базовых

(гражданских,

национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся.

Вариативный

компонент

содержания

воспитания

обучающихся

включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов
России.
Воспитательная

1.2.
СЕРГИ-3

планируется

и

деятельность

осуществляется

в
в

МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ
соответствии

с

приоритетами

государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей

российские

традиционные

духовные

ценности,

обладающей

актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3:

3



усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);


формирование и развитие личностного отношения к этим нормам,

ценностям, традициям (их освоение, принятие);


приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям

социокультурного

опыта

поведения,

общения,

межличностных

социальных

отношений, применения полученных знаний;


достижение личностных результатов освоения общеобразовательных

программ в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:


осознание российской гражданской идентичности;



сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;



готовность

обучающихся

к саморазвитию,

самостоятельности

и личностному самоопределению;


наличие

мотивации

к целенаправленной

социально

значимой

деятельности;


сформированность

внутренней

позиции

личности

как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МКОУ СОШ № 3 Г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3
планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического,
культурно- исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного
подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.4. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности МКОУ СОШ № 3 Г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3 по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС Н О О , О О О , СОО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться
4

ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том
числе в части:


гражданского воспитания, способствующего формированию российской

гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам
и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;


патриотического

воспитания,

основанного

на воспитании

любви

к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России,
историческом просвещении, формировании российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;


духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной

культуры народов России, традиционных религий народов России, традиционных
российских семейных ценностях; воспитания честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков;


эстетического

воспитания,

способствующего

формированию

эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщению к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;


физического воспитания, ориентированного на формирование культуры

здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;


трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,

трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности;


экологического

экологической

культуры,

воспитания,
ответственного,

способствующего
бережного

формированию

отношения

к

природе,

окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

5



ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к

познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП установлены ФГОС
НОО, ООО, СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов воспитания, развития личности обучающихся, на достижение которых должна быть
направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО,
ООО, СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательногопространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории,
расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и
другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России,
Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест
почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и
обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально
значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной,
религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои
поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные
навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес
к чтению.

6

Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий
интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и
безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе,
обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую
среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно
живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и
явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно- научной и
гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской
государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и
свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей.
Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении,
ориентированный на участие в социально значимой деятельности.

7

Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов
России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги
и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности
и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственноговыбора (с учетом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий
поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в
России духовно-нравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального
и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей,
народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу
мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры
своего народа, российского общества.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в
искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание его влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе,
значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и
соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм
зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других людей), стремящийся управлять
собственным эмоциональным состоянием.
Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым
ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на
протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей
местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов, потребностей.

8

Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической
культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны
природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных интересов,
способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская
культура, деятельность в информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественно-научной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность)
в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской
государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе
исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет
и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод
сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым,
религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтерском
движении, экологических, военно-патриотических и других объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к
своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую
культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их
интересов в сохранении российской культурной идентичности.

9

Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учетом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций
традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и
самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их
национальному достоинству и религиозным чувствам с учетом соблюдения конституционных прав и свобод всех
граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, народов
в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить
общие цели
и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;
понимании брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре
языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.
Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного
наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его
влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в
современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных
видах искусства с учетом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в
информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий
и отдыха, физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя,
наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда
для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического),
состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к
меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие
своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту
социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наемного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации,
своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учетом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в
течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и
профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной трудовой деятельности в российском обществе с
учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.

10

Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальноэкономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту,
общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности,
участвующий в его приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом своих интересов,
способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно
выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности,
гуманитарном, социально-экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики
антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

11

2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ СОШ №
3 г. Нижние Серги-3. Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые
характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. МКОУ СОШ
№ 3 г. Нижние Серги-3 удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3 и его репутацию в окружающем образовательном
пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в МКОУ СОШ
№ 3 г. Нижние Серги-3
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3 является единственной средней
общеобразовательной школой городка.
Специфика школы заключается в том, что она располагается на территории
бывшего военного городка, который удален от других поселений. К территории
городка примыкает

предприятие ОАО «ЗРВТИ 1015». Сообщение с другими

населенными пунктами проходит через федеральную трассу, ближайший населенный
пункт находится на расстоянии 12 км, транспортное автобусное сообщение с
районным центром осуществляется 2 раза в неделю, с областным центром только по
выходным. Собственного автобуса в школе нет.
Социокультурное окружение школы: Дом культуры г. Нижние Серги-3, МКДОУ
д/с № 44, городской спортивный зал.
В школе развито ученическое самоуправление, работает школьный
волонтёрский отряд,
отделение

школьный спортивный клуб. С 2022 года создано первичное

Российского движения школьников. С 2023 года в школе создано

первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Основными традициями воспитания в МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3
являются следующие:


годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими
12

историческими датами и направлениями воспитательной деятельности

школы,

который осуществляется через интеграцию воспитательных усилий педагогов;


коллективные

разработки,

планирование,

проведение

и

анализ

результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогов и школьников;


создание

условий,

при

которых

по

мере

взросления

ребенка

увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);


в

проведении

общешкольных

дел

присутствует

дружеская

соревновательность между классами и поощряется конструктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;


педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках

школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;


ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,

реализующий

по

отношению

к

детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Состав обучающихся школы неоднороден и различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его
уровня подготовки к обучению в школе. Имеются обучающиеся с ОВЗ, которые
обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах, а также в отдельных классах
по программам коррекционно-развивающей направленности;
– по социальному статусу. Присутствуют обучающиеся с неблагополучием, с
девиантным поведением, есть дети, состоящие на различных видах учета;
–

по

национальной

принадлежности,

которая

определяется

Источниками положительного влияния на детей прежде

всего являются

многонациональностью жителей района школы.

педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем
свидетельствует

позитивная

динамика

результатов

деятельности

по

качеству

обеспечиваемого образования. Команда администрации имеет достаточно большой
управленческий

опыт

и

квалификацию.
13

Педагоги

школы

–

специалисты

с

продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно
высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В
педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для
сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом,
неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.
Цель МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3 в самосознании педагогического
коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан
России,

принимающих

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающих

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и
культурных традициях многонационального народа России.
В нашей школе имеются традиции: линейка, посвященная Дню знаний и
Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, Осенний бал,
новогодние огоньки, Конкурс-смотр строя и песни к Дню Защитника Отечества,
подготовка концертной программы к

Дню Победы, тематические и предметные

недели для НОО, ООО, СОО.
Основные традиции воспитания в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3:


стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются

основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных
усилий педагогических работников;


важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых

для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;


в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления

обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);


в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность

между классами, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;


педагогические работники школы ориентируются на формирование
14

коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений,

на

установление

в

них

доброжелательных

и

товарищеских

взаимоотношений;


ключевой

фигурой

воспитания

в

школе

является

классный

руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых
МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги-3 принимает участие:
1.
2.
3.
4.
5.

РДДМ «Движение первых».
«Орлята России».
Школьный театр.
Школьный музей.
Школьный спортивный клуб.

Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
Государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники,
посвящение в пятиклассники.

Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных
результатов в воспитательной деятельности:
1.

Сотрудничество

с родителями

–

слабый

отклик

родительской

общественности на призыв школы к решению проблем организации воспитательного
процесса.
2.

Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей –

личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает
эффективность решения проблем.

Пути решения вышеуказанных проблем:
1.

Привлечение

родительской

общественности

к

планированию,

организации, проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их
15

анализу.
2.

Поощрение деятельности активных родителей.

3.

Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и

индивидуальных встреч с родителями.
Нормы этикета обучающихся МКОУ СОШ № 3 Г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3:
1.

Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не опаздывай к

началу занятий. Если опоздал – вежливо извинись, спроси разрешения учителя войти
в класс и пройти к своему рабочему месту.
2.

Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников

школы.
3.

Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной,

прическа – опрятной.
4.

Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради, учебники,

письменные и чертежные принадлежности.
5.

Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.

6.

На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без

разрешения. Во время урока отключи звук на мобильном телефоне и не доставай его.
7.

Если в класс вошел педагог – нужно встать в знак приветствия.

8.

Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя

спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
9.

Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.

Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
10.

На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать

других учеников.
11.

Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные слова и

жесты недопустимы.
12.

Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.

13.

Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.

14.

Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены

по модулям.
16

В модуле

описаны

виды,

формы

и содержание

воспитательной работы в рамках

определенного направления

деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом
с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3 представлена в
рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное
руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные
мероприятия»,

«Предметно-пространственная

среда»,

«Работа

с родителями»,

«Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство»,
«Профориентация». А также в рамках дополнительного (вариативного) модуля
«Школьный музей». Модули описаны последовательно по мере уменьшения
их значимости в воспитательной системе МКОУ СОШ № 3 Г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3.
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных

занятий

в

рамках

максимально

допустимой

учебной

нагрузки)

предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания



учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания

на

основе

исторического

просвещения;

подбор

соответствующего

содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для
обсуждений;


включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,

курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;


включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,

модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;


выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное

воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;


привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых

на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний
17

своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;


применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,

стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;


побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения,

правила

общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;


организацию наставничества мотивированными и эрудированными

обучающимися над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;


инициирование

и

поддержку

исследовательской

деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:


курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-

патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры
о важном», «Киноуроки»;


курсы развития социальной активности обучающихся: «Орлята России»



курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности: «Умники и умницы», «Проектная деятельность»,
«Разговорный английский»;


курсы,

занятия

экологической,

природоохранной

направленности: «Клуб волонтеров»


курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
18

видов и жанров: «Школьный театр»;


курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Школьное

туристическое бюро»;


курсы,

занятия

оздоровительной

и спортивной

направленности:

«Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Подвижные игры», «Шашки-шахматы».
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:


планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,

тематической направленности;


инициирование и поддержку классными руководителями

участия

классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;


организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными
потребностями,

способностями,

дающих

возможности

для

самореализации,

установления и укрепления доверительных отношений, становления значимым
взрослым, задающим образцы поведения;


сплочение

коллектива

класса

через

игры

и

тренинги

командообразования, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии,
празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;


выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие

в выработке таких правил поведения в образовательной организации;


изучение особенностей личностного развития обучающихся путем

наблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях,
в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются
с результатами бесед

с родителями,

учителями,

а также

(при

необходимости)

с педагогом-психологом;


доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем

(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, повышение
успеваемости и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями,
19

с другими обучающимися класса;


индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных

портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;


регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные

на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;


проведение педагогических советов для решения конкретных проблем

класса, интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше
узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке,
участвовать в родительских собраниях класса;


организацию

и

проведение

регулярных

родительских

собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении
в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях
с учителями, администрацией;


создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего

в

решении

вопросов

воспитания

и

обучения

в

классе,

общеобразовательной организации;


привлечение родителей (законных представителей), членов семей

обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе
и общеобразовательной организации;


проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других

мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация

воспитательного

потенциала

основных

школьных

дел

предусматривает:


общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,

музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими,
региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;


участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям

в России, мире;
20



торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,

переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в образовательной организации, обществе;


церемонии

награждения

(по

итогам

учебного

периода,

года)

обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения

в

конкурсах,

соревнованиях,

олимпиадах,

вклад

в

развитие

образовательной организации, своей местности;


социальные

проекты

в

образовательной

организации,

совместно

разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками,
в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой направленности;


проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно

с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными
датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта;


разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие

в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,

экологической,

трудовой,

спортивно-оздоровительной

и другой направленности;


вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела

в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов,

музыкальных

редакторов,

ответственных

за костюмы

и оборудование, за приглашение и встречу гостей, и др.), помощь обучающимся
в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;


проведения,

наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
анализа основных

школьных

дел,

мероприятий, их отношениями

с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими
взрослыми.
Модуль «Школьный музей»
Реализация воспитательного потенциала школьного музея предусматривает:


на индивидуальном уровне — проектно-исследовательскую деятельность

по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия
родного края средствами краеведения и музейного дела;
21



на классном уровне — организацию и проведение музейных уроков;

подготовку и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков, уроков
в трансформированном пространстве; подготовку и проведение классных часов на базе
музея либо по классам с использованием материалов музея;


на школьном уровне — организацию и проведение Уроков мужества,

воспитательных дел, посвященных памятным датам в истории школы, города, региона,
России;


на внешкольном уровне — организацию и проведение воспитательных

дел, посвященных памятным датам в истории; участие в конкурсах различных
уровней; размещение экспозиции школьного музея на площадке Музея Победы;
онлайн-экскурсии.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация

воспитательного

потенциала

внешкольных

мероприятий

предусматривает:


общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно

с социальными партнерами образовательной организации;


внешкольные

направленности,

тематические

организуемые

педагогами

мероприятия
по

изучаемым

воспитательной
в

образовательной

организации учебным предметам, курсам, модулям;


экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,

технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями,
в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся
с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;


литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,

экспедиции, слеты, организуемые педагогическими работниками, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры, фауны и др.;


выездные события, включающие в себя комплекс коллективных

творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением
22

к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает
участников

совместную

образовательных

деятельность
отношений

педагогов,
по

ее

обучающихся,

созданию,

других

поддержанию,

использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего



вида

здания,

фасада,

холла

при

входе

в образовательную организацию государственной символикой Российской Федерации,
субъекта

Российской

Федерации,

муниципального

образования

(флаг,

герб),

изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;


организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;


размещение карт России, регионов, муниципальных образований

(современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей
России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев
и защитников Отечества;


изготовление, размещение, обновление художественных изображений

(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;


организацию и поддержание в образовательной организации звукового

пространства

позитивной

воспитательной

духовно-нравственной,

направленности

(звонки-мелодии,

гражданско-патриотической
музыка,

информационные

сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;


разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном

процессе «мест гражданского почитания» (в том числе если образовательная
организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого,
защитника Отечества и др.) в помещениях образовательной организации или
23

героя,

на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест,
событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл



первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную

информацию

позитивного

гражданско-патриотического,

духовно-

нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и др.;


разработку и популяризацию символики образовательной организации

(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;


работ

подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
обучающихся

в разных

предметных

областях,

демонстрирующих

их способности, знакомящих с работами друг друга;


поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений

в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;


разработку,

оформление,

поддержание

и

использование

игровых

пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;


создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей

свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;


деятельность классных

руководителей

и других

педагогов вместе

с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;


разработку и оформление пространств проведения значимых событий,

праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);


разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций

и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах
профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
24

Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация

воспитательного

потенциала

взаимодействия

с родителями

(законными представителями) обучающихся предусматривает:


создание и деятельность в образовательной организации, в классах

представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в управляющем совете образовательной организации;


тематические

родительские

собрания

в

классах,

общешкольные

родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;


родительские дни, в которые родители (законные представители) могут

посещать уроки и внеурочные занятия;


работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих

родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения,
с обсуждением актуальных вопросов воспитания;


проведение тематических собраний (в том числе по инициативе

родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных
российских религий, обмениваться опытом;


организации

родительские
в

форумы

на

официальном

информационно-коммуникационной

сайте

сети

образовательной

Интернет,

интернет-

сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;


участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,

предусмотренных

нормативными

документами

о

психолого-педагогическом

консилиуме в образовательной организации, в соответствии с порядком привлечения
родителей (законных представителей);


привлечение родителей

(законных

представителей)

к подготовке

и проведению классных и общешкольных мероприятий;


целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,

оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
25

Модуль «Самоуправление»
Реализация

воспитательного

потенциала

ученического

самоуправления

в образовательной организации предусматривает:


организацию и деятельность органов ученического самоуправления

(совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;


представление

органами

ученического

самоуправления

интересов

обучающихся в процессе управления образовательной организацией;


защиту органами ученического самоуправления законных интересов

и прав обучающихся;


участие

представителей

органов

ученического

самоуправления

в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана

воспитательной

работы,

в анализе

воспитательной

деятельности

профилактической

деятельности

в образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного
в целях

формирования

потенциала

и поддержки

безопасной

и комфортной

среды

в образовательной организации предусматривает:


организацию деятельности педагогического коллектива по созданию

в образовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;


проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов

повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение
групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение,
зависимости и др.);


проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп

риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных
служб, правоохранительных органов, опеки и др.);

26

разработку и реализацию профилактических программ, направленных



на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,



программы профилактики социальных и природных рисков в образовательной
организации и в социокультурном окружении совместно с педагогами, родителями,
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения,
вовлечения

в

деструктивные

детские

и

субкультуры, группы в социальных сетях;

молодежные

объединения,

по безопасности

культы,

в цифровой

среде,

на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности,

антитеррористической

и

антиэкстремистской

безопасности,

гражданской обороне и др.);


социально

организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
одобряемого

поведения,

по

развитию

навыков

саморефлексии,

самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;


профилактику правонарушений, девиаций посредством организации

деятельности, альтернативной девиантному поведению, — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной
и др.);


в

случаях

предупреждение,
появления,

маргинальных

групп

профилактику

расширения,
обучающихся

и целенаправленную

влияния

в

образовательной

(оставивших

обучение,

деятельность
организации
криминальной

направленности, с агрессивным поведением и др.);


профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих

специальной психолого-педагогической

поддержки

и сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация

воспитательного

потенциала

предусматривает:

27

социального

партнерства

участие



представителей

организаций-партнеров,

в том

числе

в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий
в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
(дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных



уроков,

внеурочных

занятий,

внешкольных

мероприятий

соответствующей

тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,



внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение



педагогических,

открытых

родительских)

с

дискуссионных

представителями

площадок

(детских,

организаций-партнеров

для

обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации,
муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, разрабатываемых обучающимися,



педагогами

совместно

с

организациями-партнерами

благотворительной,

экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных
на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное
воздействие на социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация

воспитательного

потенциала

профориентационной

работы

образовательной организации предусматривает:


проведение

циклов

профориентационных

часов,

направленных

на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;


кейсы),

профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
расширяющие

знания

о

профессиях,

способах

выбора

профессии,

особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;


экскурсии

на

предприятия,

в

организации,

представления о существующих профессиях и условиях работы;

28

дающие

начальные



тематических

посещение

профориентационных

профориентационных

парков,

выставок,
лагерей,

ярмарок

дней

профессий,

открытых

дверей

в организациях профессионального, высшего образования;


организацию на базе детского лагеря при образовательной организации

профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся

могут

познакомиться

с профессиями,

получить

представление

об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить
соответствующие навыки;


совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,

посвященных

выбору

профессии,

тестирования,

онлайн-курсов

прохождение

по

интересующим

профориентационного
профессиям

и

онлайн-

направлениям

профессионального образования;


участие в работе всероссийских профориентационных проектов;



индивидуальное

консультирование

психологом

обучающихся

и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;


освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,

включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
Модуль «школьные медиа»


Цель

школьных

медиа

(совместно

создаваемых

обучающимися

и

педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и
видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся.


Школьный медиа центр «Другими глазами» – разновозрастная группа
школьного актива, состоящая из учеников 5–11-х классов, включающая в себя
пресс-центр, школьное радио, видеостудию, дизайн-бюро, техподдержку,
осуществляющую информационную поддержку в продвижении, рекламе,
подготовке и проведении мероприятий, освещении деятельности школы.
Участвует в планировании и организации продвижения и освещения школьных
29

событий в школьных СМИ и соцсетях, оформления школьных мероприятий.
Осуществляет

мультимедийное

сопровождение

школьных

праздников,

фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек, а также во
время репетиций классов к ключевым общешкольным делам. Каждое отделение
школьного медиа центра имеет своего взрослого куратора. Школьный медиа
центр ( далее –ШМЦ) курируется одним членом школьного комитета. В
отделениях проводятся регулярные заседания, где учащиеся, проанализировав
план на месяц, определяют свои задачи и организуют деятельность. При
необходимости члены отделений ШМЦ обращаются за консультациями к
сотрудникам школы. Отделения принимают заявки от начальной школы на
помощь в рекламе, продвижении, проведении и освещении мероприятий. При
планировании ключевых школьных дел представители отделений ШМЦ
принимают участие в совете дела.


Через

различные

виды

совместной

деятельности

у

обучающихся

вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение
подчиняться

коллективной

ответственность

за

дисциплине,

порученное

дело,

отстаивать
соотносить

свои
личные

права,

нести

интересы

с

общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать
предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают
возможность проявить организаторские способности, навыки планирования,
анализа, формируются навыки общения и сотрудничества. Развивается
творческое и критическое мышление. Развиваются навыки краткосрочного и
долгосрочного планирования.


«Школьная газета «Другими глазами» – ежемесячное школьное издание,
издается инициативной группой старшеклассников. Учащиеся сами разработали
макет газеты, определили количество и названия рубрик, распределили
ответственных за рубрики, назначают сроки готовности материала, следят за
процессом выполнения задач. Редактор взаимодействует со взрослыми,
организуют редакторскую проверку силами наиболее грамотных учеников
(обладателей звания «Знаток русского языка»). Газета распространяется силами
волонтеров среди учащихся и родителей. В процессе работы учащиеся
приобретают навыки проектного управления, получают первоначальные
сведения о профессиях «журналист», «редактор», «корреспондент»,
«корректор».
30



Пресс-центр – разновозрастная группа актива, работающая на освещение и
рекламу школьных мероприятий. Представители пресс-центра пишут заметки,
делают репортажи, берут интервью. Публикуются их статьи в социальных
сетях, на сайте, в «Школьной газете «Другими глазами» Формируются
коммуникационные навыки, в том числе навыки письменной коммуникации.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ

СЕРГИ-3 в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО по разделению функционала,
связанного

с

планированием,

организацией,

обеспечением,

реализацией

воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических
работников

в

сфере

воспитания,

психолого-педагогического

сопровождения

обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению специалистов
других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:


заместитель директора по учебно-воспитательной работе;



советник

директора

по воспитательной

работе

и взаимодействию

с детскими общественными объединениями;


педагог-организатор;



классные руководители;



педагоги дополнительного образования.

Классное
руководителя.

руководство
Ежегодно

в

1–11-х

педагогические

классах

осуществляют

работники

проходят

11

классных
повышение

квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планомграфиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других
организаций: работники КДН и ОДН, участковый, специалисты ДК.

31

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ СОШ № 3 г.
НИЖНИЕ СЕРГИ-3 обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:


положение о классном руководстве;



положение о дежурстве;



положение о школьном методическом объединении;



положение о внутришкольном контроле;



положение о комиссии по урегулированию споров между участниками

образовательных отношений;


положение о совете профилактики;



положение об управляющем совете;



положение о школьной форме;



положение о ПМПК;



положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред

их здоровью и развитию;


положение об организации дополнительного образования;



положение о внеурочной деятельности обучающихся;



положение об ученическом самоуправлении;



Правила внутреннего распорядка для обучающихся;



положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых»;



положение о школьном спортивном клубе;



положение о школьном музее;



положение о школьном театре.

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте
школы

по

адресу:

Документы

32

(uralschool.ru)

3.3.

Требования к условиям работы с обучающимися с особыми

образовательными потребностями
Для данной категории обучающихся в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3
созданы особые условия.
На уровне общностей. Формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов,
приобретается

опыт

развития

отношений

между обучающимися,

родителями

(законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности
в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На

уровне

деятельности.

Педагогическое

проектирование

совместной

деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия для освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого
обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий. Проектирование педагогами ритмов учебной работы,
отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной
ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия
в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:


налаживание

с окружающими

для

эмоционально-положительного
их успешной

социальной

адаптации

взаимодействия
и интеграции

в общеобразовательной организации;


формирование

доброжелательного

отношения

к обучающимся

и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;


построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных

особенностей и возможностей каждого обучающегося;

33

обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,



содействие

повышению

уровня

их

педагогической,

психологической,

медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
на формирование личности ребенка с особыми образовательными



потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения



обучающихся

с особыми

образовательными

потребностями

и их сверстников

с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов,
организацией

совместных

форм

работы

воспитателей,

педагогов-психологов,

учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный



подход

в

организации

всех

видов

деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,

максимально

вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ СОШ № 3 г.
НИЖНИЕ СЕРГИ-3
1.

Публичность поощрения —

информирование

всех

учеников

школы

о награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного
числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения — они регламентированы положением
о награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.
34

3.

Регулирование частоты награждений — награждения по результатам

конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения — использование
индивидуальных

и коллективных

наград

дает

индивидуальную

и коллективную

активность

межличностные

противоречия

между

возможность

стимулировать

обучающихся,
обучающимися,

преодолевать
получившими

и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрения на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества,
самих

обучающихся,

их

представителей

(с

учетом

наличия

ученического

самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрения проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ
СЕРГИ-3
В МКОУ СОШ № 3 Г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3 система поощрения социальной
успешности и проявлений активной жизненной позиции учеников организована как
система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:


«Ученик года»;



«Лидер года»;



«Лучший спортсмен года»;



«Самый классный класс»;



«Класс-волонтер года»;



«Учитель года»;



«Самый активный родитель».

Принять участие

в конкурсах

могут

все

желающие.

Условия

участия

в конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения
участников оцениваются по артефактам портфолио, которое формируется
35

обучающимся или классом в течение учебного года. Итоги подводятся в конце
учебного года.

Обсуждение

кандидатур

осуществляют

педагогический

совет

и общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают решение
о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам голосования.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МКОУ СОШ
№ 3 Г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3
1.

Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающегося

при ее организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио
участника конкурса регламентирует соответствующий локальный акт. Портфолио
конкурсанта должно включать:


артефакты признания — грамоты, поощрительные письма, фотографии

призов и т. д.;


артефакты деятельности — рефераты, доклады, статьи, чертежи или

фото изделий и т. д.
1. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся, номеров
в

зависимости

от

классов

их

в последовательности,

успешности

и

достижений,

которую
которые

устанавливают
определяются

образовательными результатами отдельных обучающихся или классов.
Формы поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3
1.

Объявление благодарности.

2.

Награждение грамотой.

3.

Вручение сертификатов и дипломов.

4.

Занесение фотографии активиста на доску почета.

5.

Награждение ценным подарком.

Кроме

этого,

в

МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3 практикуется

благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов). Она

36

заключается в материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности
нуждающихся

воспитательной
в

помощи

направленности,

обучающихся,

в

индивидуальной

семей,

Благотворительность предусматривает публичную

педагогических

поддержке
работников.

презентацию благотворителей

и их деятельности.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка
в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3 осуществляется посредством направления
благодарственного письма.
Информация

о предстоящих

торжественных

процедурах

награждения,

о результатах награждения размещается на стендах в холлах главного здания школы
и ее филиалов, на сайте школы и ее странице в социальных сетях.
Рейтинги, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе
из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать
укладу МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ СЕРГИ-3, цели, задачам, традициям воспитания,
их использование должно быть согласовано с представителями родительского
сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в
отношении школы.
3.5. Анализ воспитательного процесса в МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ
СЕРГИ-3
Осуществляется

в

соответствии

с

целевыми

ориентирами

результатов

воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего
образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план
воспитательной работы.
37

Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;


приоритет анализа сущностных

сторон

воспитания

ориентирует

на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками,
обучающимися и родителями;


на

развивающий

использование

его

характер
результатов

осуществляемого
для

анализа

совершенствования

ориентирует
воспитательной

деятельности педагогических работников (знание и сохранение в работе цели и задач
воспитания, умелое планирование воспитательной работы, адекватный подбор видов,
форм и содержания совместной с обучающимися, коллегами, социальными партнерами
деятельности);


распределенная ответственность за результаты личностного развития

обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная
организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной
социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1.

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии)) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
38



какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся

удалось решить за прошедший учебный год;


какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;



какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит

работать педагогическому коллективу.
2.

Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом
(при наличии)), классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования
и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:


урочной деятельности;



внеурочной деятельности обучающихся;



деятельности классных руководителей и их классов;



проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



внешкольных мероприятий;



создания и поддержки предметно-пространственной среды;



взаимодействия с родительским сообществом;



деятельности ученического самоуправления;
39



деятельности по профилактике и безопасности;



реализации потенциала социального партнерства;



деятельности по профориентации обучающихся;



школьного музея.

Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ СОШ № 3 г. НИЖНИЕ
СЕРГИ-3 будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы следует
учесть при планировании воспитательной работы на 2024/25 учебный год.

40

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».