Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
пгт. Новые Серги
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» 08.2025
УТВЕРЖДЕНО
Директор
А.М. Саулич
Приказ № 55-од
от «29» 08.2025
Дополнительная общеразвивающая программа
«Земля глазами географа»
11 класс
Разработчик: Меньшикова
Е.О., учитель
Новые Серги, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на изучение курса географии с целью
повышения уровня предметной подготовке. Возраст детей, участвующих в
реализации данной программы 16-17 лет. Продолжительность образовательного
процесса – 1 год. Количество часов – 34 (1 час в неделю).
Программа выстроена по логике постепенного освоения учащимися
основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из
обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий
тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом,
анализа сложных заданий.
В процессе освоения программы, обучающиеся
смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного
курса географии.
Цель курса: повторить и закрепить наиболее значимые темы по географии
Основные задачи курса:
повторить и обобщить знания по географии за курс основной
общеобразовательной школы;
выработать умения пользоваться контрольно-измерительными
материалами;
систематизировать информационный материал по разделам.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание курса соответствует программе среднего общего образования.
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников по географии содержание курса поделено на 8
разделов.
1. Современная география (1 час)
География как наука. Методы географических исследований. Виды и
значение географической информации. Геоинформационные системы.
2. Источники географической информации (4 часа)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их
основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть).
3. Природа Земли и человек (6 часов)
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные
ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа.
Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши.
Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на
Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и
животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как
особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная
поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные
комплексы: природные, природно-хозяйственные.
4. Население мира (4 часа)
Численность и воспроизводство населения мира, половая и возрастная
структура населения мира, размещение и миграции населения мира, городское и
сельское население мира, урбанизация, Особенности населения. Анализ
демографических ситуаций. Этнография. Определение демографических
процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и
графической информации (работа со статистическими таблицами, полововозрастными пирамидами). Определение демографических показателей по
формулам.
5. Мировое хозяйство (4 часа)
Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер. Ведущие страны – экспортеры
основных видов промышленной продукции. Факторы размещения
производства. Ведущие страны – экспортеры основных видов
сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и
транспортные узлы. Международные экономические отношения. Мировой
рынок товаров и услуг. География международных экономических связей.
Мировая торговля и туризм. Интеграционные отраслевые и региональные
союзы.
6. Природопользование и экология (4 часа)
Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение
Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия
на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
7. Страноведение (4 часа)
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного
мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления.
Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным
особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и
хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию.
8. География России (7 часов)
Особенности географического положения России. Территория и акватория,
морские и сухопутные границы. Часовые зоны. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и распространения
крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования,
климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их
размещения на территории страны. Почвы и почвенные ресурсы. Природные
зоны. Высотная поясность.
Население России. Численность, естественное движение населения.
Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная
полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии
России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России. Особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства России. Природно-хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и СевероЗапад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал,
Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный,
человеческий и хозяйственный потенциал. Россия в современном мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами являются следующие умения:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран мира;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям
и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты
— овладение на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметными результатами освоения курса являются:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и
поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с
выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести
дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения курса являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных
дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и
глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и
владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и
инструменты для определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям
проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п\п
Название темы
Количество
часов
1
Современная география
1
2
Источники географической информации
4
3
Природа Земли и человек
6
4
Население мира
4
5
Мировое хозяйство
4
6
Природопользование и экология
4
7
Страноведение
4
8
География России
7
ИТОГО:
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п
/п
Разделы. Темы уроков.
Раздел 1. Современная география
1. География как наука. Методы географических исследований.
Виды и значение географической информации.
Геоинформационные системы.
Раздел 2. Источники географической информации
2. План местности, географическая карта, их основные параметры
и элементы.
3. Измерения по картам расстояний, направлений, определение
географических координат.
Количество
часов
1
1
4
1
4. Определение азимута, анализ плана местности и построение
профиля местности.
1
5. Тренировочные задания, анализ трудных заданий.
1
Раздел 3. Природа Земли и человек
6
6. Гидросфера. Мировой океан и его части. Поверхностные и
подземные воды суши.
1
7. Земная кора и литосфера. Геологическая хронология.
1
8. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла
и влаги на Земле.
Погода и климат.
9. Биосфера. Разнообразие растений и животных. Почвенный
покров.
1
10.Тренировочные задания текстовой формы с развёрнутым
ответом.
11.Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой
формы с кратким ответом.
Раздел 4. Население мира
12. Географические особенности размещения населения.
Неравномерность
размещения населения земного шара: основные черты и факторы.
1
13. Динамика численности населения Земли и крупных стран.
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.
Демографическая политика.
14. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Миграция.
Структура занятости населения.
15. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой
формы с кратким ответом.
Раздел 5. Мировое хозяйство
16. Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер.
17. Ведущие страны – экспортеры основных видов промышленной и
сельскохозяйственной продукции.
18. Тренировочные задания текстовой формы с развёрнутым
1
1
1
4
1
1
1
4
1
1
1
Дата
ответом.
19. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой
формы с кратким ответом.
Раздел 6. Природопользование и экология
20. Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их
размещение.
21. Рациональное и нерациональное природопользование.
Особенности
воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей
хозяйства.
22. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой
формы с кратким ответом.
23. Тренировочные задания текстовой формы с развёрнутым
ответом.
Раздел 7. Страноведение
24. Современная политическая карта мира.
25. Многообразие стран мира. Основные типы стран.
26. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой
формы с кратким ответом.
27. Анализ трудных заданий.
Раздел 8. География России
28. Особенности географического положения России. Часовые зоны.
29. Природа России. Особенности геологического строения и
распространения крупных форм рельефа.
30. Население России. Городское и сельское население. Крупнейшие
города. Народы и основные религии России.
31. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. География отраслей
промышленности и сельского хозяйства.
32. Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой
формы с кратким ответом.
33. Тренировочные задания текстовой формы с развёрнутым
ответом.
34. Тренировочные задания текстовой формы с развёрнутым
ответом.
Всего:
1
4
1
1
1
1
4
7
1
1
1
1
1
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. География: 5 - 6-е классы: учебник; 12-е издание, переработанное
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
2. География: 7-й класс: учебник; 11-е издание, переработанное Алексеев
А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
3. География: 8-й класс: учебник; 12-е издание, переработанное Алексеев
А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
4. География: 9-й класс: учебник; 11-е издание, переработанное Алексеев
А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
5. География. 10 класс. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
6. География. 11 класс. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ