РП. Традиции народов России. Элективный курс. 5-7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского
муниципального района
МКОУ СОШ № 3 пгт. Новые Серги

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Директор МКОУ СОШ
№ 3 пгт. Новые Серги

.
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

___________А.М. Саулич
Приказ № 55-од
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«ТРАДИЦИИ НАРОДОВ РОССИИ»
Для обучающихся 5-7 класса

Составитель: Боенко А.А.

пгт. Новые Серги 2025 г.

I.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиям
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.2012 г.), федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (утвержден приказом МОиН РФ № 1897 от
17.12.2010 г.), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания
личности и гражданина России. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, М.:
Просвещение, 2009 приказа «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования»
МОиН РФ № 1577 от 31.12.2015 г., положения о рабочей программе МКОУ СОШ
№ 3 пгт. Новые Серги, с учетом методических рекомендаций, содержащихся в
пособии для учителя
В программе факультатива «Праздники, ремесла и традиции русского народа» под
редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2011
Занятия элективного курса по программе «Традиции народов России» реализуют
предметную область ОДНКНР через включение занятий по предметной области
ОДНКНР в рамках реализации Программы воспитания и социализации
обучающихся.
Программа «Традиции народов России» определяет цели, планируемые
результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных
учебных действий через элективные курсы.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества
всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как
единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности
своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и
патриота. Особое, от сердца и души идущее принятие традиций, ценностей, форм
культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой
родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через
семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда
сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество»
войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а
его гражданское самосознание и патриотизм обретут яркую конкретику.
Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни
которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к
которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным
моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании. Носителями
культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное
здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят от того, сумеем ли
мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное
творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и
будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного
отношения. Программа «Традиции русского народа» расширит знания ребят о
традициях и истории нашей страны.
Курс «Традиции народов России» раскрывает перед школьниками яркий спектр
народной культуры, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и

восторга красотой русского народного искусства в разных его проявлениях. Дети
принимают участие в подготовке и проведении народных календарных
праздников, знакомятся с основными религиозными праздниками и обрядами,
изучают разнообразные быта, ремесла русского народа.
Организация данной деятельности направлена на:
1 Воспитание патриотизма и гражданственности.
2 Развитие у учащихся метапредметных навыков.
3 Воспитание толерантности, нравственных ценностей.
4 Формирование интереса к истории, народному творчеству.
Цель рабочей программы - создание условий для достижения обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования
принимаемой обществом системы ценностей, расширение представлений
учащихся о традициях русского народа создание условий для многогранного
развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
- изучение быта русского народа, истории народного костюма, календарных
праздников, традиций, ремёсел русского народа;
- развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного
вкуса;
- формирование умения работать с информацией, добывать и обрабатывать ее;
- формирование умения проводить исследования, передавать и презентовать
полученные знания и опыт;
- формирование навыков совместной работы и делового общения в группе.
Общая характеристика курса.
Программа «Традиции народов России» обеспечивает систему патриотического
воспитания в МКОУ СОШ № 3 пгт. Новые Серги, что на практике означает
развитие у обучающихся чувства гордости за свою республику и страну,
формирование гражданской позиции. Это происходит в процессе совместной
работы над учебными задачами, посвященными истории и традициям родного
края, а также в ходе самостоятельной организации школьных мероприятий. В
рамках программы планируется создание условий для формирования у учащихся
ответственного и творческого подхода к обучению.
В развитии универсальных учебных действий большое значение придаётся
проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему
(задачу),
создание
определённого
продукта,
межпредметные
связи,
обеспечивается
совместное
планирование
деятельности
учителем
и
обучающимися. Существенно, что конкретные сведения, необходимые для
решения задачи или для создания продукта, должны быть найдены самими
обучающимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора
знаний он становится действительным организатором совместной работы с
обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе
овладения знаниями.

Данная рабочая программа реализуется в 5-7-х классах МКОУ СОШ № 3 пгт.
Новые Серги с учетом возрастных особенностей данной группы обучающихся.
Основными формами проведения занятий являются – беседы, устные журналы,
онлайн экскурсии, заочные путешествия, защита проектов, театральные
постановки, праздники, викторины, просмотр фильмов, выставки, конкурсы.
Двигательная активность составляет 60%.
Данная программа реализует цели и задачи Основной образовательной программы
основного общего образования МКОУ СОШ № 3 пгт. Новые Серги.
Содержание программы соответствует духовно-нравственному направлению.
Рабочая программа рассчитана на три года изучения, на 102 часа
в 5 классе – 34 часа, в 6 классе – 34 часа, в 7 классе – 34 часа, (1 час в неделю, 34
учебные недели) что соответствует учебному плану школы.
Планируемые образовательные результаты
Изучение предмета «Традиции родного края» направлено
на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
 умение использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;
 овладение навыками общения; - уважительное отношение к культуре своего
края;
 формирование чувства прекрасного на основе знакомства с народной
культурой;
 обретение чувства гордости за свою Родину;
Гражданско воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из
литературы;
 активное участие в школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных
произведений;
 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том
числе изучаемых литературных произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического
воспитания,
формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни
(здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);

 осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
литературного образования;
 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на
примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных
героев.
Трудового воспитания:
 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений;
 осознание важности обучения
на
протяжении всей жизни
для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
 готовность адаптироваться в профессиональной среде;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе
при изучении произведений русского фольклора и литературы;
 осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;

 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные
учебные действия:
 развитие творческих способностей обучающихся, самостоятельного
мышления;
 знакомство с культурным наследием народов России и родного края;
 понимание значимости в своей жизни родственных, семейных, дружеских
отношений;
Универсальные учебные коммуникативные действия:
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций,
находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
 использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной)
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках
литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;

 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во
внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению, и координировать свои действия с другими членами
команды;
 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
 участниками взаимодействия на литературных занятиях;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
 ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом литературном объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном
литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и
предлагать план её изменения;

 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
 развивать способность различать и называть собственные эмоции,
управлять ими и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
 регулировать способ выражения своих эмоций;
Принятие себя и других:
 осознанно относиться к
другому
человеку, его мнению,
размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
 признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя
и других, не осуждая;
 проявлять открытость себе и другим;
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 получение знаний по истории родного края, традициям и обычаям народов
России;
 умение ориентироваться в событиях, фактах;
 получение знаний по литературе, окружающему миру на основе знакомства
с потешками, пословицами, играми, природой родного края, народа;
 знать даты проведения основных праздников народного и православного
календарей;
 ориентироваться в традициях народной культуры; знать календарные и
семейные обряды, обычаи;
 научиться использовать элементы народной культуры в повседневной
жизни.
 развивать умения коллективной проектной или исследовательской
деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять
полученные результаты;
 развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в
электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными
библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила
информационной безопасности.

Содержание программы
5 класс
Введение. Моя Родина – Россия Особенности территории России. Разнообразие и
богатство природы. Малая родина. Символика: флаг, герб, гимн. История
становления.
Субъекты
Российской
федерации.
Республики.
Язык
межнационального общения. Народы России: многообразие национальных
языков, обычаев, традиций, вероисповеданий. Работа с картой, раздаточным
материалом «Народы России» «История, культура и традиции славянских
народов». История народов: русские, Территория расселения. Современные
границы государств, символика, столицы. Работа с карой. Основные занятия,
промыслы: земледелие, скотоводство, бортничество, ткачество, гончарное дело.
Язычество: главные божества Род, Сварог, Перун, Ярило, Макошь: низшие духи –
домовой, водяной, леший, банник. Орнамент в одежде. Жилище. Традиционные
кушанья народов. Фольклор: песни, пословицы, сказки. Танец «Веночки», игры
«Казак», «Лиска». Разучивание элементов танца, игр. Разучивание приветствие на
белорусском языке. Работа над проектом «Мы – славяне». История русского
народа – зарождение государственности. Элементы русского костюма: порты,
рубаха, кафтан, зипун, сарафан, понева, душегрея, кокошник, сорока, кика.
Моделирование «Русский костюм» Понятие «народное зодчество»: деревянная
изба, Красный угол, домашняя утварь. Экскурсия в школьный музей. Русский
стол: пироги, щи, каши, русские напитки. Чаепитие. Деловая игра «Русский стол».
Славянские праздники: Святки, Коляда, Масленица, Троица, Пасха. Подготовка
презентации праздников. Разучивание потешек, пестушек (из детского
фольклора). Разучивание «История, культура и традиции народов Кавказа».
Расположение на карте. Особенности природных условий, богатств Кавказа.
Работа с картой Образ Кавказа в стихах, картинах. Народы Кавказа: адыги,
чеченцы, кабардинцы, черкесы, осетины и др. Религия: ислам. Религиозные и
народные праздники Сабантуй, Курбан-байрам, праздник воды. Семейные обычаи,
традиции: почтение к старшим, гостеприимство. Селения и жилища – каменные
дома, крепости. Одежда: бурка, черкеска и др. Питание: мясомолочные, мучные и
блюда: бешбармак (мясо с лапшой), шашлык, различные виды сыров, пирогов.
Фольклор: песни, пословицы, героические песни «О сражении с Надим-шахом» у
адыгов; героическая песня «Ачемез», «Гора Азунда» Танец «Лезгинка». Игры
народов Кавказа: «Игра в башню». «Достань шапку». Разучивание приветствий на
разных языках. «История, культура и традиции народов Урала» Расположение на
карте. Образ Уральцев в стихах, картинах. Народы: татары, чуваши, марийцы,
мордова. Народные праздники. Семейные обычаи, обряды. Селения и жилища.
Одежда, головные уборы (тюбетейка): символика, украшения. Питание: чак-чак,
кумыс Фольклор: песни башкирские кубаиры (былины) и баиты (песни сказы
«Урал-батыр», пословицы, народные игры Разучивание приветствий, фраз
«История, культура и традиции народов Южной Сибири». Расположение на карте.

Образ Сибири. Народы: тувинцы, буряты, хакасы. Обряды, связанные с
земледелием и скотоводством Селения и жилища (юрта) Одежда, символика,
украшения. Питание: мясомолочные блюда Народный эпос, пословицы, сказки.
Народные игры: «Волк и ягнята». Национальный костюм. Праздники. Обычаи.
Обряды. Бурятские эпические сказания (улигер) Бурятские блюда. Буддизм.
Шаманизм. «История, культура и традиции народов Севера». Расположение на
карте. Природа: богатство севера. Основные занятия: оленеводство, рыболовство,
резьба по кости. Народы: якуты, чукчи, ханты, манси, ненцы. Отношение к
природе через обряды и обычаи. Праздники, связанные с морем, медведем,
оленем, Шаманизм. Жилища народов севера: чумы у ненцев и эвенков. Меховая
одежда. Питание. Народный эпос, пословицы, сказки, народные игры, горловое
пение.
6 класс
1. Введение (1 час)
Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы,
практическими работами. Тестирование учащихся по русской народной культуре.
2. Уклад жизни русского народа (11)
Семья, дом, церковный приход.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы.
Русская изба. Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение.
Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые
галереи.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе.
Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя,
«бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Танцмейстеры и фехтовальщики.
Гувернантки и гувернёры. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе.
Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники.
Посещение театров. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.
Учеба. Школа. Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек).
Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из
отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).
Чернильница и песочница. Береста и бумага. Школы при церквях и монастырях.
Учебные предметы (письмо, чтение, счет, красноречие (дикция)). Учебные книги
(«Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер. Институт благородных
девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.
Юнкерские училища: подготовка высших Офицерских кадров.
Семейные традиции. Уважение к старшим. Дети и старики.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Уклад жизни русского народа».
Сюжетно-ролевая игра «Уклад жизни русского народа».

Викторина «Уклад жизни русского народа».
Исследовательская работа «Традиции моей семьи».
3. История русского костюма. (8ч)
История русского костюма. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении.
Рубашка, сарафан – у женщин. Особое значение пояса (кушака). Головные уборы
девушек и женщин, украшения. Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы
и армяки – у крестьян (мужская одежда). Лапти, баретки, онучи, поршни –
крестьянская обувь. Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные
шапки – у бояр. Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шелком у
боярынь и боярышень.
Традиционные цвета. Творческая работа «Русский костюм в красках».
Викторина по истории русского народного костюма. Символы в русской народной
одежде. Распознавание символов в русской народной одежде. Подготовка к
проекту «Костюмы народов России». Защита творческого проекта «Костюмы
народов России».
4. Традиционные игры (2 ч)
Традиционные русские игры. Роль игр в жизни детей: познание мира,
сохранение Отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских
играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки.
Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море
волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры,
известные детям и сейчас.
5. Народные промыслы (6 часов).
Гжель – основной центр русской керамики.
Стили гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне.
Хохлома и Жостова. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»:
сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный
орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы,
наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Павлово-Посадские
шали. Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Черные, белые,
бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются
узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов.
Вятская и Богородская игрушка
Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села
Дымково близ города Кирова (Вятка)). Вятские матрёшки. Богородская
деревянная игрушка .
Народная кукла. Игровые куклы. Куклы-обереги. Подготовка к творческой работе
«Народные промыслы». Защита проекта «Народные промыслы».
6. Праздники и обряды русского народа (18 ч.)
Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники, пришедшие от восточных славян, связанные с
земледелием, народным календарём. Сочетание языческих и
христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и
обряды в проведении праздников.
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Канун Нового года.

Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки , колядование;
гадание.
Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские
колядки.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленичные обряды,
развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство
и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы
(символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье
и Чистый понедельник. Великий пост.Вербное воскресенье. Пасха — главный
христианский праздник. Традиции празднования Пасхи на Руси: Пасхальные
торжества.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала.
Петров день. Ильин день.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. Подготовка творческого проекта
«Праздники моего народа». Защита творческого проекта «Праздники моего
народа».
7 класс
1. Вводное занятие решение организационных вопросов; план работы, график;
подведение итогов.
2. Природа родного края. Знакомство с понятием народная культура. Природа
родного края.
3. Вот и осень наступила… Изучение народных осенних праздников.
Классификация праздников. Государственные, профессиональные, семейные
праздники.
4. «Хлеб всему голова». Беседа об отношении к хлебу на Руси. Традиция
встречать с хлебом и солью. Рецепты
5. Зимние вечера. Изучение занятий людей в зимние вечера. Сравнение «вчера –
сегодня». Участие в подготовке и проведение новогодних праздников. Беседа
о символе Рождества. Изготовление елочных украшений. Работа с терминами
«колядка», «обрядовая песня». Изучение колядок, песен. Изготовление
костюмов для колядования.
6. «Прошлое рядом».
Посещение краеведческого музея. Знакомство с предметами быта.
История возникновения Шарохинского фестиваля. Посещение Школы
искусств.
7. «Весна красна!»
Беседа о весенних праздниках. Масленица. Подготовка и
проведение проводов зимы. Разучивание стихов, песен,
пословиц о птицах. Пасха. Роспись яиц. Пасхальные игры.
Участие в проекте.
8. Сувениры России.
Русские народные промыслы. Хохлома. Гжель. Жостово.
Рисование гжельских орнаментов, хохломских узоров. Русские

народные игрушки. Изготовление кукол. Беседа «Матрешка национальный сувенир или детская игрушка». Участие в
проекте.
9. Русские народные игры.
Разучивание народных игр на свежем воздухе, в помещении.
Результативность отражается по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных
результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских
компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных
навыков;
•
качественное изменение в личностном развитии, усвоении
гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических
основ отношения к окружающему миру
•
•
•

Основным инструментарием для оценивания результатов являются
анкетирование обучающихся и родителей, творческие отчеты (презентации),
проекты, практические работы, самоанализ, самооценка, наблюдения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема урока
Количество часов
п/п
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18

19
20

Введение. Моя Родина Россия
Россия на карте
Государственные символы
России. Культура
Россия –
многонациональное
государство
«История, культура
славянских народов»
Наши предки славяне
Обычаи и традиции
белорусов и русских
Быт народа
Культура народов
История русского народа
История русского костюма
Русская изба
Ща да каша пища наша.
Русский стол
Праздники
Русский фольклор
Обобщение
«История, культура и
традиции народов
Кавказа»
Кавказ. История, природа
и богатства края
Обычаи и традиции
народов Кавказа
Быт народа
Культура народов
«История, культура
народов Урала»
Урал. История, природа и
богатства края
Обычаи и традиции
народов Урала

3
1
1
1

11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4

1
1

1

1
1
1
1
4
1
1

1

21
22

23
24
25
26
27

28
29
30
31

32
33
34

Быт народа
Культура народов
«История, культура и
традиции народов
Сибири»
Сибирь. История, природа
и богатства края
Обычаи и традиции
народов Сибири
Быт народа
Культура народов
Буряты
«История, культура и
традиции народов
Севера»
Народы Севера. История,
природа и богатства края
Обычаи и традиции
народов Севера
Быт народа
Культура народов
Обобщение. Итоговое
занятие
Подготовка проектов
Защита проектов
Итоговое занятие
ИТОГО:

1
1
5

1

1
1
1
1
1
4

1

1
1
1
1
3
1
1
1
34

1
1
3

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
Тема урока
Количество часов
п/п
Всего Контрольные Практические
работы
работы
Введение
1
1 Знакомство с
1
программой курса
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11

12

13

14

15

16

17

Семья, дом,
церковный приход
Жилище
Практическая работа
«Русская изба из
картона»
Традиционная
русская кухня
Семейные праздники
Быт крестьянской и
городской семьи
Быт дворянской
семьи
Учеба. Школа
Семейные традиции
Подготовка к
сюжетно-ролевой
игре «Уклад жизни
русского народа»
Презентация
исследовательских
работ «Традиции
моей семьи»

1

История русского
костюма.
Традиционные цвета
Творческая работа
«Русский костюм в
красках»
Викторина по
истории русского
народного костюма
Подготовка к
проекту «Костюмы
народов России»
Защита творческого

1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

проекта «Костюмы
народов России»
18
19

20
21

22

23

24

25
26
27
28
29

30

31

32

33

Традиционные
русские игра
Давайте поиграем
(организация
игровых перемен в
начальной школе)

1

Гжель. Хохлома.
Жостова
Павлово-Посадские
шали. Вятская и
Богородская
игрушка
Народная кукла.
Игровые куклы.
Куклы-обереги
Практическая работа
«Изготовление
«Куклы-оберег»
Выставка готовых
работ

1

Зимние праздники
Весенние праздники
Летние праздники
Осенние праздники
Подготовка
творческого проекта
«Праздники моего
народа»
Подготовка
творческого проекта
«Праздники моего
народа»
Защита творческого
проекта «Праздники
моего народа»
Защита творческого
проекта «Праздники
моего народа»
Подготовка и
проведение
праздника

1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

34

Подготовка и
проведение
праздника
ИТОГО:

1

34

1

3

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№
Тема урока
Количество часов
п/п
Всего Контрольные Практические
работы
работы
1. Вводное занятие
1
2

3

4
5

6
7

8
9
10
11

12
13
14

15

16

Знакомство с
понятием народная
культура
Природа родного
края. Онлайн экскурсия
Песни родного края
Обычаи родного
края

1

Народные сезонные
праздники
Осенние праздники.
Спасы. Успение.
Покров.
Семейные
праздники.
«Осенины»

1

Отношение к хлебу
на Руси
«Как хлеб к нам на
стол пришел».
Традиция встречать
с хлебом и солью.
Традиции выпечки
хлеба
Праздник урожая

1

Зима. Занятия людей
зимними вечерами.
Зимние праздники
Новый год.
Подготовка и
проведение сценария
к Новому году
Рождество. История
Рождества.
Традиции

1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1

1

1

1

17

18
19

20

21

22

23

24

25

26

празднования,
обряды
Колядование.
Разучивание
колядок, обрядовых
песен. Изготовление
костюмов (масок)
для калядования

1

1

Быт наших предков
Знакомство с
предметами быта.
Семейные ценные
вещи
Без хозяина – дом
сирота. Отец –
кормилец дома,
защитник дома.
Мама – заботница,
мама – работница.
«Жили-были дед да
баба». Пословицы,
поговорки, сказки,
фильмы о доме, о
семье.

1
1

Весенние праздники.
Масленица. Обычаи
и традиции
Весна-веснянка.
Встреча птиц.
Обычаи и обряды
встречи птиц
Вербное
воскресенье.
Великий пост
Пасха. Обряды и
обычаи праздника.
Значение росписи
яиц. Практическая
работа «Роспись
пасхальных яиц»

1

1

1

Русские народные
промыслы. Хохлома.
Жостово. Гжель.

1

1

1

1

1

1

27

28

29

30
31

32

34

Рисование
гжельских
орнаментов,
хохломских узоров
Русские народные
игрушки. Вятская
игрушка
Матрешка –
игрушечный символ
России. Роспись
деревянной
матрешки.
Тульские народные
игрушки.
Филимоновская
игрушка. Тульская
городская игрушка
Русские народные
игры в помещении
Русские народные
игры на свежем
воздухе
Подготовка к
проекту «Старинные
детские игры. Игры
Тульского края»
Защита проекта
«Старинные детские
игры. Игры
Тульского края»
ИТОГО:

1

1

1

1

1

1

1
1

1

1

1

1

34

1

10

Список литературы
Источники информации для учителя:
Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарьсправочник. М.: Академия, 2000.
Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ю. Нравственное воспитание школьников на
народных традициях. М.: Народное образование, 2002.
Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре. - М.: ЮНВЕС,
1997.
Примерные программы внеурочной деятельности основного образования под
редакцией В.А. Горского, М.: Просвещение, 2011г.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение,
1990.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Кн. для учителя.- М.:
Просвещение, 1995.
Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
Пособие для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010г.
Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. Москва, издательский
центр «Вентана-Граф», 2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».