РП. Труд. Технология. 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского района
МКОУ СОШ № 3 пгт. Новые Серги

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Педагогический совет

Директор

Протокол № 1 от
«29» августа 2025 г.

________________________
Саулич А.М.
Приказ № 55-од от
«29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 7138966)
учебного предмета «Труд (технология)» для
обучающихся 1 – 4 классов

пгт. Новые Серги 2025 г

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Труд
(технология)» (предметная область «Технология») (далее соответственно –
программа по труду (технологии), труд (технология) включает пояснительную
записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы
труду (технологии), тематическое планирование, поурочное планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения учебного
предмета, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и планируемым результатам.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе
завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных,
коммуникативных и регулятивных), которые возможно формировать
средствами технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся на
уровне начального общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по труду (технологии)
включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения
на уровне начального общего образования, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по труду (технологии) на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
Основной целью программы по труду (технологии) является успешная
социализация обучающихся, формирование у них функциональной
грамотности
на
базе
освоения
культурологических
и
конструкторскотехнологических знаний (о рукотворном мире и общих
правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих им практических умений, приобретение практических
умений, необходимых для разумной организации собственной жизни,
воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии
в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий.
Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач:
формирование общих представлений о технологической культуре и
организации трудовой деятельности как важной части общей культуры
человека;

становление элементарных базовых знаний и представлений о
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его
взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания,
исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с
простейшей технологической документацией (рисунок, чертеж, эскиз, схема);
формирование элементарных знаний и представлений о различных
материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие
сенсомоторных процессов, психомоторной координации,
глазомера через формирование практических умений; расширение
культурного кругозора, развитие способности творческого
использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
развитие познавательных психических процессов и приемов умственной
деятельности в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и
вариативности мышления, способностей к
конструкторской и к изобретательской деятельности; воспитание
уважительного отношения к труду, людям труда, культурным традициям,
понимания ценности предшествующих культур, отраженных в материальном
мире; воспитание понимания социального значения разных профессий,
важности ответственного отношения каждого за результаты труда; воспитание
готовности участия в трудовых делах школьного коллектива; развитие
социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности,
добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи,
волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и
творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности,
мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого
отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира
с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному
труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к
взглядам и мнению других людей.
Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику
основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для
каждого года обучения:
труд, технологии, профессии и производства; технологии ручной
обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными
материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и
другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга,
солома); конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации),

конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных
материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учетом
возможностей материально-технической базы образовательной организации);
ИКТ (с учетом возможностей материально-технической базы
образовательной организации).
В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся
овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на
развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности, умения искать и использовать информацию.
В программе по труду (технологии) осуществляется реализация
межпредметных связей с учебными предметами: «Математика»
(моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с
учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами,
именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование
средств
художественной
выразительности,
законов
и
правил
декоративноприкладного искусства и дизайна), «Окружающий мир»
(природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья,
этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа
заданий и обсуждения результатов практической деятельности),
«Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого
в изделии).
Общее число часов, рекомендованных для изучения труда (технологии),
– 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 3 классе –- 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник
сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных
форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы
и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к
природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении,
разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в
зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте
материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по

окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение
инструментов.
Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с
изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы
обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых
материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при
изготовлении изделий.
Общее представление об основных технологических операциях ручной
обработки
материалов:
разметка
деталей,
выделение
деталей,
формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке
(как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление
изделий с использованием рисунков, графических инструкций, простейших
схем. Чтение условных графических изображений (знание операций, способов
и приемов работы, последовательности изготовления изделий). Правила
экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание
нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в
изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другие.
Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его
деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другие).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки
материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и
приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие),
их правильное, рациональное и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы
изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на
глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги, их общие свойства.
Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и
складывание, сминание, обрывание, склеивание и другие. Резание бумаги
ножницами. Правила безопасного использования ножниц.
Виды природных материалов (плоские – листья и объемные – орехи,
шишки, семена, ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор
материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение
деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с
помощью пластилина).

Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах.
Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие).
Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические
массы, бумага, текстиль и другие) и способы их создания. Общее
представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное
расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях
из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий,
изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на
плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное
прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого
(необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от
требуемого результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация
учителем
подготовленных
материалов
на
информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1 классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий:
познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных
универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных
действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию
(устную,
графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу,
рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать
отдельные изделия (конструкции), находить сходство и
различия в их устройстве.
Работа с информацией:

воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или
в учебнике), использовать ее в работе;
понимать и анализировать простейшую знаково-символическую
информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное
мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения:
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого
человека; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по
содержанию изученных тем).
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация
и самоконтроль:
принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную
учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с
использованием графических инструкций учебника, принимать участие в
коллективном построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы,
руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего
места, поддерживать на нем порядок в течение урока, производить
необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия
контроля и оценки по предложенным
критериям.
Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную
работу, к простым видам сотрудничества;
принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в
процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
2 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные
представления об основном принципе создания мира вещей: прочность
конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность.

Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие).
Изготовление изделий с учетом данного принципа. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия,
выстраивание последовательности практических действий и технологических
операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка
с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов
технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий.
Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера
и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе
человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые
проекты.
Технологии ручной обработки материалов
Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в
жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и
технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной
обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с
помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей
(сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другие),
сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия.
Использование соответствующих способов обработки материалов в
зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж,
эскиз, схема. Чертежные инструменты – линейка (угольник, циркуль). Их
функциональное назначение, конструкция. Приемы безопасной работы
колющими инструментами (циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа
(контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных
графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов
(от одного прямого угла). Разметка деталей с использованием простейших
чертежей, эскизов. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для
решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и

плотных видов бумаги (биговка). Подвижное соединение деталей на
проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани
(поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного
происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток
(швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление),
его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты
(перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и ее варианты (крестик,
стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей
выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного
швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей,
сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока,
пряжа, бусины и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах
создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и
конструирования симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей
конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и
дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация
учителем
подготовленных
материалов
на
информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, устной или
письменной

инструкцией; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки
с
учетом
указанных
критериев; строить
рассуждения,
проводить
умозаключения, проверять их в
практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной
(практической)
задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной
формах.
Работа с информацией: получать информацию из учебника и других
дидактических материалов,
использовать ее в работе;
понимать и
анализировать знаково-символическую
информацию
(чертеж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы,
дополнять ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать
на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание
к мнению другого человека; делиться впечатлениями о прослушанном
(прочитанном) тексте,
рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль: понимать и
принимать учебную задачу; организовывать свою
деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу; выполнять действия контроля и оценки;
воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
Совместная деятельность:
выполнять элементарную

совместную

деятельность
в
процессе

изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила
совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться,
выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к
чужому мнению.
3 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и
создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как
движущие силы прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных
условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника,
предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Мир профессий.
Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов,
аналогичных используемым на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению.
Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и
окружающей среды (общее представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные
технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных
задач на основе изучения природных законов – жесткость конструкции
(трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и
другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых
ресурсов и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные,
групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики.
Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер)
и подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и
синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки
материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при
использовании того или иного материала (например, аппликация из
бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их
декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование

соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож,
шило и другие), знание приемов их рационального и безопасного
использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности
практических действий и технологических операций, подбор материалов и
инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение
необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объемных
изделий из разверток. Преобразование разверток несложных форм.
Технология
обработки бумаги
и
картона. Виды
картона
(гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение
простого чертежа (эскиза) развертки изделия. Разметка деталей с
использованием простейших чертежей, эскизов. Решение задач на внесение
необходимых дополнений и изменений в схему, чертеж, эскиз. Выполнение
измерений, расчетов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа,
выполнение отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование
трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование
вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или)
петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание
пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из
нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе с использованием конструктора, по заданным условиям
(техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным).
Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора
конструктора, их использование в изделиях, жесткость и устойчивость
конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений,
технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на
доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учетом
дополнительных условий (требований). Использование измерений и

построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную
трансформацию трехмерной конструкции в развертку (и наоборот).
ИКТ
Информационная среда, основные источники (органы восприятия)
информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации.
Информационные технологии. Источники информации, используемые
человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный
компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный
компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения
здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и
обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи,
беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с
текстовым редактором Microsoft Word или другим.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
осуществлять
анализ
предложенных образцов с
выделением
существенных и несущественных признаков; выполнять работу в соответствии
с инструкцией, устной или
письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять
способы доработки конструкций с учетом предложенных
условий;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз)
развертки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность
выполнения изделия.
Работа с информацией:

анализировать и использовать знаково-символические средства
представления информации для создания моделей и макетов изучаемых
объектов;
на
основе
анализа
информации
производить
выбор
наиболее
эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий
для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет, под
руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте, его
строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного
мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение,
аргументировать выбор вариантов
и способов выполнения задания.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация
и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств
для ее решения; прогнозировать необходимые действия для получения
практического результата, предлагать план действий в соответствии с
поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и
оценки, выявлять ошибки и недочеты по результатам работы, устанавливать
их причины и искать способы устранения; проявлять волевую саморегуляцию
при выполнении задания.
Совместная деятельность:
выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по
симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу,
договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера,
подчиненного, соблюдать равноправие и

дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность
при
выполнении своей части работы.
4 КЛАСС
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений
науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование
синтетических материалов с определенными заданными свойствами в
различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырье.
Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные,
космонавты, химики и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность
людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности
человека на окружающую среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных
мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным
традициям. Изготовление изделий с учетом традиционных правил и
современных технологий (лепка, вязание, шитье, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация
заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и
технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные
проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного
года. Использование комбинированных техник создания конструкций по
заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их
свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения
практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные
графические изображения в соответствии с дополнительными (измененными)
требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в
соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение
оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов
отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с
помощью чертежных инструментов. Освоение доступных художественных
техник.

Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное
представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические),
их свойствах и областях использования. Дизайн одежды в зависимости от ее
назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с
замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым
лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и
ее варианты («тамбур» и другие), ее назначение (соединение и отделка
деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков
(соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и
отделки изделий. Простейший ремонт изделий.
Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон,
полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное
определение технологий их обработки в сравнении с освоенными
материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность,
безопасность, эргономичность и другие).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в
том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу.
Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторскотехнологических проблем на всех этапах аналитического и технологического
процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных
проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные
узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование
робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование,
тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях
информации.
Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской,
проектной,
предметной
преобразующей
деятельности.
Работа
с
подготовленными цифровыми материалами. Поиск дополнительной
информации по тематике творческих и проектных работ, использование
рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие. Создание
презентаций в программе PowerPoint или другой.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных
действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных
универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям; выстраивать
последовательность практических действий и технологических операций,
подбирать материал и инструменты, выполнять
экономную разметку, сборку, отделку изделия; решать простые задачи на
преобразование конструкции; выполнять работу в соответствии с
инструкцией (устной или
письменной); соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять
изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;
классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки); выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации
предметов (изделий) с учетом данных критериев; анализировать устройство
простых изделий по образцу, рисунку,
выделять основные и второстепенные составляющие конструкции.
Работа с информацией:
находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии с
решаемой задачей; на основе анализа информации производить выбор
наиболее
эффективных способов работы; использовать знаково-символические средства
для решения задач в умственной или материализованной форме, выполнять
действия моделирования, работать с моделями; осуществлять поиск
дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и
другие; использовать средства ИКТ для решения учебных и практических
задач,

в том числе Интернет, под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия Общение:
соблюдать правила
участия
в
диалоге: ставить
вопросы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно
относиться к чужому мнению;
описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать
свое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных
народов Российской Федерации; создавать тексты-рассуждения: раскрывать
последовательность
операций при работе с разными материалами; осознавать культурноисторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого
человека, ориентироваться в традициях организации и оформления
праздников.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация
и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять
цели учебно-познавательной деятельности; планировать практическую работу
в соответствии с поставленной целью
и выполнять ее в соответствии с планом; на основе анализа причинноследственных связей между действиями и их результатами прогнозировать
практические «шаги» для получения необходимого результата; выполнять
действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь; проявлять
интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в
доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; в
процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к
разной оценке своих достижений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на
уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
первоначальные представления о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и
творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им
технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного
мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению
окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций,
отраженных в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего
народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление
способности
к
эстетической
оценке
окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоциональноположительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных
объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой
преобразующей деятельности,
стремление
к
творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на
результат, способность к различным видам практической преобразующей
деятельности; проявление
устойчивых
волевых качеств
и
способность
к саморегуляции:
организованность,
аккуратность,
трудолюбие, ответственность, умение справляться с
доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими
людьми с учетом этики
общения, проявление уважения и доброжелательности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные

действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в
пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных
и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с
выделением существенных и
несущественных признаков; сравнивать группы объектов (изделий), выделять
в них общее и
различия; проводить обобщения (технико-технологического и
декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы,
модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности; комбинировать и использовать
освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или
декоративнохудожественной задачей; понимать необходимость поиска новых
технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного
исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в
учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать в
соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаковосимволические средства представления информации для решения задач в
умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования,
работать
с
моделями;
использовать
средства
информационнокоммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в
том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность
информации и возможности ее использования для решения конкретных
учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
представленным в других информационных источниках.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,

аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в
диалоге;
создавать тексты-описания на
основе
рассматривания изделий
декоративно-прикладного искусства народов России; строить рассуждения о
связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие
тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять
последовательность совершаемых действий при создании
изделия.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация
и самоконтроль:
рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила
безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить
свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные
связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать
действия для получения необходимых результатов; выполнять действия
контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять продуктивное
сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной
форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; понимать
особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений
предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной
деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и

убирать рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с
правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне
материала, экономия материала при разметке); определять названия и
назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда
(линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их
в практической работе; определять наименования отдельных материалов
(например, бумага,
картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их
обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки материалов
при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных
технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка
изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от
руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другими, сборку
изделий с помощью клея, ниток и других; оформлять изделия строчкой
прямого стежка; понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия»,
«образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление»,
«конструирование», «аппликация»; выполнять задания с использованием
подготовленного плана; обслуживать себя во время работы: соблюдать
порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить
их, соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые
по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую
конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть
их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы
изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные,
пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства
(цвет, фактура, форма, гибкость и другие);
называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и
приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и
работать ими; различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных
изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по
шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания
размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму
деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием,
сминанием, лепкой и другими способами, собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять отделку

раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать для
сушки плоских изделий пресс; с помощью учителя выполнять практическую
работу и осуществлять
самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных
работах под руководством учителя; выполнять несложные коллективные
работы проектного характера; называть профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами, их социальное значение.
К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта,
«чертеж», «эскиз», «линии чертежа», «развертка», «макет», «модель»,
«технология», «технологические операции», «способы обработки» и
использовать их в практической деятельности; выполнять задания по
самостоятельно составленному плану; распознавать элементарные общие
правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая
выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию
предметов и окружающей среды, называть характерные особенности
изученных видов декоративноприкладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с использованием
инструкционной (технологической) карты; самостоятельно отбирать
материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых
материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура
и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и
одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки,
угольника) с использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить
окружность с помощью циркуля; выполнять биговку; выполнять построение
простейшего лекала (выкройки) правильной

геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета),
соотносить объемную конструкцию с изображениями ее развертки; отличать
макет от модели, строить трехмерный макет из готовой
развертки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей
и
выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по
модели, простейшему чертежу или эскизу; решать несложные конструкторскотехнологические задачи; применять освоенные знания и практические умения
(технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной
интеллектуальной и практической деятельности; выполнять работу в малых
группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной
деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную
проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути
его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский нож»,
«шило», «искусственный материал»; выделять и называть характерные
особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства,
профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); узнавать и
называть по характерным особенностям образцов или по
описанию изученные и распространенные в крае ремесла; называть и
описывать свойства наиболее распространенных изучаемых искусственных и
синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие); читать
чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью
чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнавать
и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно
пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять
рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками; решать простейшие задачи технико-технологического характера
по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении

изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей; понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач; конструировать и моделировать изделия из разных
материалов и с использованием конструктора по заданным техническим,
технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять
конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости
от требований конструкции;
знать несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из опыта обучающихся); понимать
назначение основных устройств персонального компьютера
для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные
правила безопасной работы на компьютере; использовать
возможности компьютера и ИКТ для поиска необходимой
информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием
изученного материала на основе полученных знаний и умений; называть
профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по труду
(технологии):
формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в
области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах; самостоятельно организовывать рабочее место в
зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса
на основе анализа задания; самостоятельно планировать и выполнять
практическое задание (практическую работу) с использованием
инструкционной (технологической) карты или творческого замысла, при
необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; понимать
элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по
самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять более
сложные виды работ и приемы обработки различных материалов (например,
плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные
способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и
соединять детали освоенными ручными строчками; выполнять символические
действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической

документации (чертеж развертки, эскиз, технический рисунок, схему) и
выполнять по ней работу; решать простейшие задачи рационализаторского
характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в связи с изменением функционального
назначения изделия; решать простейшие художественно-конструкторские
задачи по созданию изделий с заданной функцией на основе усвоенных правил
дизайна; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с
использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); работать с
доступной информацией, работать в программах текстового
редактора Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его
практического воплощения, аргументированно представлять продукт
проектной деятельности; осуществлять сотрудничество в различных видах
совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно
относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в
распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Раздел 1. Технологии, профессии и производств а

1.1

Природное и техническое окружение
человека. Мир профессий.
Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами

4

Итого п о разделу

4

Раздел 2. Технологии ручной обработки матери алов. Конст руирование и мо делирование
2.1

Природные материалы. Свойства.
Технологии обработки. Способы
соединения природных материалов

2.2

Композиция
художественнодекоративных
изделиях

2.3

Пластические массы. Свойства.
Технология обработки. Получение
различных форм деталей изделия из
пластилина. Мир профессий

4
в
2

4

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

2.4

Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги. Мир профессий

1

2.5

Картон. Его основные свойства. Виды
картона.

1

2.6

Сгибание и складывание бумаги

3

2.7

Ножницы – режущий инструмент.
Резание бумаги и тонкого картона
ножницами. Понятие «конструкция».

3

Мир профессий
2.8

Шаблон – приспособление. Разметка
бумажных деталей по шаблону

5

2.9

Общее представление о тканях и
нитках. Мир профессий

1

2.10

Швейные иглы и приспособления

1

2.11
2.12

Варианты строчки прямого стежка
(перевивы). Вышивка
Выставка работ. Итоговое занятие

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

3
1
29
33

0

0

2 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения
Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производств а.

1.1

Средства художественной
выразительности (композиция, цвет,
форма, размер, тон, светотень,
симметрия) в работах мастеров. Мир
профессий. Мастера и их профессии

Итого п о разделу

5

5

Раздел 2. Технологии ручной обработки матери алов. Конст руирование и мо делирование.
2.1

Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов

4

2.2

Технология и технологические
операции ручной обработки
материалов (общее представление)

1

2.3

Элементы графической грамоты. Мир
профессий

2

2.4

Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке

3

2.5

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка прямоугольных
деталей по угольнику

1

2.6

Циркуль – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка круглых
деталей циркулем

2

2.7

Подвижное и неподвижное
соединение деталей. Соединение
деталей изделия

5

2.8

Машины на службе у человека. Мир
профессий

2

2.9

Технология обработки текстильных
материалов. Натуральные ткани.
Основные свойства натуральных
тканей. Мир профессий

2

2.10

Технология изготовления швейных
изделий. Лекало. Строчка косого
стежка и ее варианты

6

Итого п о разделу

28

Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1

Проверочная работа

Итого по разделу

1
1

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО

34

ПРОГРАММЕ

1

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п Тема урока

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Электронные
цифровые
Дата
изучения образовательные
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и произво дства.
1.1

Современные производства и
профессии, связанные с обработкой
материалов

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

2

Раздел 2. Информационно-коммуникацион ные технол огии
2.1

Современный информационный
мир. Персональный компьютер

3

(ПК) и его назначение
Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3

Раздел 3. Технологии ручной обработки мат ериалов
Способы получения объемных
рельефных форм и изображений.
3.1

(технология обработки пластических
масс, креповой бумаги, фольги).
Мир профессий

4

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

3.2

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги. Мир профессий

1

3.3

Архитектура и строительство.

1

Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования.

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Мир профессий
3.4

Объемные формы деталей и
изделий. Развертка. Чертеж
развертки. Мир профессий

6

3.5

Технологии обработки текстильных
материалов

4

3.6

Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды

2

3.7

Современные производства и
профессии (история швейной
машины или другое). Мир
профессий

4

Итого по разделу
Раздел 4. Конструирование и моделировани е

22

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/03

4.1

Конструирование изделий из
разных материалов, в том числе
наборов «Конструктор» по
заданным условиям. Мир
профессий

Итого по разделу

Библиотека ЦОК

6

https://lesson.edu.ru/20/03

6

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Проверочная работа

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК

1

https://lesson.edu.ru/20/03

1
34

1

0

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Разде л 1. Технологии, профессии и производ ства
1.1

Технологии, профессии и
производства. Современные
производства и профессии

Итого по разделу

2

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

2

Разде л 2. Информационно-коммуникационн ые технол огии
2.1

Информационнокоммуникационные
технологии

Итого по разделу

3

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

3

Разде л 3. Конструирование и моделировани е
3.1

Конструирование
робототехнических моделей

Итого по разделу

5
5

Разде л 4. Технологии ручной обработки мат ериалов. К онструирование и
моделирование

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

4.1

Конструирование сложных изделий
из бумаги и картона

4

4.2

Конструирование объемных изделий
из разверток

3

4.3

Интерьеры разных времен. Декор
интерьера. Мир профессий

3

4.4

Синтетические материалы. Мир
профессий

5

4.5

История одежды и текстильных
материалов. Мир профессий

5

4.6

Конструирование и моделирование.
Конструирование изделий из разных
материалов, в том числе наборов
«Конструктор» по заданным
условиям

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/20/04

23

Разде л 5. Итоговый контроль за год
5.1

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК

1

https://lesson.edu.ru/20/04

1
34

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Мир вокруг нас (природный и
рукотворный)

1

2

Техника на службе человека (в
воздухе, на земле и на воде)

1

3

Традиции и праздники народов
России, ремёсла, обычаи

1

4

Профессии, связанные с изучаемыми
материалами и производствами.
Профессии сферы обслуживания

1

5

Природа и творчество. Природные
материалы. Сбор листьев и способы их
засушивания

1

6

Семена разных растений. Составление
композиций из семян

1

7

Объемные природные материалы
(шишки, жёлуди, каштаны).
Конструирование объемных изделий
из них

1

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8

Способы соединения природных
материалов

1

9

Понятие «композиция». Центровая

1

композиция. Точечное наклеивание
листьев.
10

«Орнамент». Разновидности
композиций, Композиция в полосе

1

11

Материалы для лепки (пластилин,
пластические массы). Свойства
пластических масс

1

12

Изделие. Основа и детали изделия.
Понятие «технология»

1

13

Формообразование деталей изделия из
пластилина

1

14

Объемная композиция. Групповая
творческая работа – проект

1

15

Бумага. Ее основные свойства. Виды
бумаги

1

16

Картон. Его основные свойства. Виды
картона

1

17

Сгибание и складывание бумаги.
(Cоставление композиций из
несложной сложенной детали)

1

18

Сгибание и складывание бумаги
(Основные формы оригами и их
преобразование)

1

19

Складывание бумажной детали
гармошкой

1

20

Режущий инструмент ножницы. Их
назначение, конструкция. Правила
пользования

1

21

Приемы резания ножницами по
прямой, кривой и ломаной линиям

1

22

Резаная аппликация

1

23

Шаблон – приспособление для
разметки деталей. Разметка по
шаблону

1

24

Разметка по шаблону и вырезание
нескольких деталей из бумаги

1

25

Преобразование правильных форм в
неправильные

1

26

Составление композиций из деталей
разных форм

1

27

Изготовление деталей по шаблону из
тонкого картона

1

28

Общее представление о тканях и
нитках

1

Швейные иглы и приспособления.
29

Назначение. Правила обращения.

1

Строчка прямого стежка
30

31

Вышивка – способ отделки изделий.
Мережка (осыпание края заготовки из
ткани)
Строчка прямого стежка, ее варианты
– перевивы

1

1

32

Отделка швейного изделия (салфетки,
закладки) строчками прямого стежка

1

33

Выставка работ. Итоговое занятие

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1

2

Тема урока

Мастера и их профессии. Повторение и
обобщение пройденного в первом
классе
Средства художественной
выразительности: цвет, форма, размер.

Всего

1

1

Общее представление
3

Средства художественной
выразительности: цвет в композиции

1

4

Виды цветочных композиций
(центральная, вертикальная,
горизонтальная)

1

5

Светотень. Способы ее получения
формообразованием белых бумажных
деталей

1

6

Биговка – способ сгибания тонкого
картона и плотных видов бумаги

1

7

Биговка по кривым линиям

1

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8

Изготовление сложных выпуклых форм
на деталях из тонкого картона и
плотных видов бумаги

1

9

Конструирование складной открытки
со вставкой

1

10

Технология и технологические
операции ручной обработки материалов

1

(общее представление)

11

Линейка – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Понятие «чертеж». Линии
чертежа (основная толстая, тонкая,
штрих и два пунктира)

1

12

Понятие «чертеж». Линии чертежа
(основная толстая, тонкая, штрих и два
пунктира)

1

13

Разметка прямоугольных деталей от
двух прямых углов по линейке

1

14

Конструирование
изделий из бумаги

усложненных

1

15

Конструирование
изделий из бумаги

усложненных

16

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка прямоугольных
деталей по угольнику

1

1

17

Циркуль. Его назначение, конструкция,
приемы работы. Круг, окружность,
радиус

1

18

Чертеж круга. Деление круглых
деталей на части. Получение секторов
из круга

1

19

Подвижное и соединение деталей.
Шарнир. Соединение деталей на
шпильку

1

20

Подвижное соединение деталей
шарнирна проволоку

1

21

Шарнирный механизм по типу
игрушки-дергунчик

1

22

«Щелевой замок» - способ разъемного
соединения деталей

1

23

Разъемное соединение вращающихся
деталей

1

24

Транспорт и машины специального
назначения

1

25

Макет автомобиля

1

26

Натуральные ткани, трикотажное
полотно, нетканые материалы

1

27

Виды ниток. Их назначение,
использование

1

28

29

Строчка косого стежка. Назначение.
Безузелковое закрепление нитки на
ткани. Зашивания разреза
Разметка и выкраивание
прямоугольного швейного изделия.

1

1

Отделка вышивкой
30

Сборка, сшивание швейного изделия

1

31

Лекало. Разметка и выкраивание
деталей швейного изделия по лекалу

1

32

Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой

1

33

Изготовление швейного изделия с
отделкой вышивкой

1

34

Итоговый контроль за год (проверочная
работа)

1

1

34

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Технологии, профессии и
производства. Повторение и
обобщение пройденного во
втором классе

1

2

Современные производства и
профессии, связанные с
обработкой материалов

1

3

Знакомимся с компьютером.
Назначение, основные устройства

1

4

Компьютер – твой помощник.
Запоминающие устройства –
носители информации

1

5

Работа с текстовой программой

1

6

Как работает скульптор.
Скульптуры разных времен и
народов

1

7

Рельеф. Придание поверхности
фактуры и объема

1

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/713ab6b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/89c519cc

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/067b4226

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/140524a8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1d0065f8

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5d9725c

8

Как работает художникдекоратор.
Материалы художника,
художественные

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/589b0115

технологии
9

Свойства креповой бумаги.
Способы получение объемных
форм

1

10

Способы получения объемных
рельефных форм и изображений
Фольга. Технология обработки
фольги

1

11

Архитектура и строительство.
Гофрокартон. Его строение
свойства, сферы использования

1

12

Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

13

Плоские и объемные формы
деталей и изделий. Развертка.
Чертеж развертки. Рицовка

1

14

Развертка коробки с крышкой

1

15

Оклеивание деталей коробки с
крышкой

1

16

Конструирование сложных
разверток

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/1a92e981

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/302e0704

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c2e5fd16

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8302f69b

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/63a3f74d

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/19caeea5

17

Конструирование сложных
разверток

1

18

Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

19

Строчка косого стежка (крестик,
стебельчатая). Узелковое
закрепление нитки на ткани.
Изготовление швейного изделия

1

20

Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a41333b7

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/5c174679

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8c98d179

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/b3c19427

изделия

21

Строчка петельного стежка и ее
варианты. Изготовление
многодетального швейного

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f94dc1a1

изделия

22

Пришивание пуговиц. Ремонт
одежды. Конструирование и
изготовление изделия (из
нетканого полотна) с отделкой
пуговицей

1

23

Проект. Коллективное
дидактическое пособие для
обучения счету (с застежками на
пуговицы)

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/430736bb

24

История швейной машины.
Способ изготовления изделий из
тонкого трикотажа стяжкой

1

25

История швейной машины.
Способ изготовления изделий из
тонкого трикотажа стяжкой

1

26

Пришивание бусины на швейное
изделие

1

27

Пришивание бусины на швейное
изделие

1

28

Подвижное и неподвижное
соединение деталей из деталей
наборов конструктора. Профессии
технической, инженерной
направленности

1

29

Конструирование моделей с
подвижным и неподвижным
соединением из деталей набора
конструктора или из разных
материалов

1

30

Простые механизмы. Рычаг.
Конструирование моделей
качелей из деталей наборов
конструктора или из разных
материалов

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/3ad2a050

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d76e609c

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7ff3b68a

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c9d99bec

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f4472846

31

Простые механизмы. Ножничный
механизм. Конструирование
моделей с ножничным
механизмом из деталей набора
конструктора или из разных
материалов

1

32

Конструирование модели робота
из деталей набора конструктора
или из разных материалов

1

33

Конструирование модели
транспортного робота из деталей
набора конструктора или из

1

Бибилиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9cad9a08

разных материалов
34

Итоговый контроль за год
(проверочная работа)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

1

34

1

0

4 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Повторение изученного в 3 классе.
Современные синтетические
материалы

1

2

Современные производства и
профессии

1

3

Информация. Сеть Интернет

1

4

Графический редактор

1

5

Групповой проект в рамках
изучаемой тематики

1

6

Робототехника. Виды роботов

1

7

Конструирование робота

1

8

Электронные устройства.
Контроллер, двигатель

1

9

Программирование робота

1

10

Испытания и презентация робота

1

11

Конструирование сложной
открытки

1

Контрольные

Практические

работы

работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ec351bda

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a74007cd

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e2322cd2

12

Конструирование сложных
изделий из бумаги и картона

1

13

Конструирование объемного
изделия военной тематики

1

14

Конструирование объемного
изделия – подарок женщине,
девочке

1

15

Изменение форм деталей
объемных изделий. Изменение
размеров деталей развертки

1

16

Построение развертки с помощью
линейки и циркуля

1

17

Построение развертки
многогранной пирамиды
циркулем

1

18

Декор интерьера. Художественная
техника декупаж

1

19

Природные мотивы в декоре
интерьера

1

20

Конструирование и
моделирование изделий из
различных материалов.

1

Подвижное соединение деталей на
проволоку (толстую нитку)
21

Полимеры. Виды полимерных
материалов, их свойства

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/11599dcf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/9976e9e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/341c8aaf

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ceccf420

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/52a8a4f9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c3d5b73e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d4ef9152

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d51dd163

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/90a79dd6

22

Технология обработки
полимерных материалов (на
выбор)

1

23

Конструирование сложных форм
из пластиковых трубочек

1

https://m.edsoo.ru/6929ee2c

24

Конструирование объемных

1

Библиотека ЦОК

геометрических конструкций из
разных материалов
Синтетические ткани, их свойства

1

26

Мода, одежда и ткани разных
времен. Ткани натурального и
искусственного происхождения

1

28

Способ драпировки тканей.
Исторический костюм
Одежда народов России.
Составные части костюмов и
платьев, их конструктивные и
декоративные особенности

1

Строчка петлеобразного стежка.

1

Аксессуары в одежде
Строчка крестообразного стежка.
30

Строчка петлеобразного стежка.
Аксессуары в одежде

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea8eeadb

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f05deee5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6888977

1

Строчка крестообразного стежка.
29

https://m.edsoo.ru/0af65b52

https://m.edsoo.ru/26725911

25

27

Библиотека ЦОК

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a75d3c7f

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/dccd97ad

31

Конструкция «пружина» из полос
картона или металлических
деталей наборов конструктора

1

32

Конструкции с ножничным
механизмом

1

33

Конструкция с рычажным
механизмом

1

34

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/23d6c953

1

1

34

1

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология: 1-4 класс: учебник / Лутцева Е.А., Зуева Т.П., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации для учителей при реализации учебного
предмета «Труд (технология)» https://uchitel.club/fgos/fgos-tehnologiya.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://prosv.ru/umk/element/school-russia.2646.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».